感應, концепция «восприятия/стимула и реагирования/отклика», «резонанса». Комплекс представлений о связи социума с космосом, лежащий в основании традиции знамений.
Истоки концепции
гань ин восходят к появившейся еще в начале эпохи Чжоу теории Небесного мандата (
тянь мин). Согласно этой теории, Небо (
тянь) является высшей социомироустроительной силой, ведающей порядком в общ-ве. Выбирая достойнейшего из людей, обладающего максимальным кол-вом магико-этической силы
дэ, оно дарует ему свой «мандат», т.е. право на управление Поднебесной. Постепенно потомки получившего Небесный мандат правителя растрачивают накопленный им запас
дэ и династия приходит в упадок. Тогда Небо снова передает свой мандат достойнейшему, к-рый, свергая старую династию, основывает новую.
Постепенно из высший силы, определяющей правителя Поднебесной, Небо превратилось в гаранта общемирового порядка. К сер. I тыс. до н.э. оно воспринималось уже не столько как наделяющее властью, сколько как некий эталон, карающий за нарушение принятых морально-этических норм и поощряющий за следование им.
На базе этих идей и возникла теория
гань ин. О ней упоминается в неск. источниках конца Чжань го (475–221 до н.э.), однако широкую популярность она приобрела уже в эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.).
В основе этой теории лежали представления о неразрывной связи между Небом и людьми и о его «ответах» (
бао ) на их действия. Взаимодействие Неба и человека воспринималось по аналогии с двумя настроенными в унисон муз. инструментами, в результате звучания первого из них резонировал второй. Таким образом, согласно теории
гань ин, каждое действие человека, является стимулом (
гань), вызывающим появление того или иного отклика (
ин) Неба. Часто такое взаимодействие сравнивалось с отношениями между звуком и эхом или телом и тенью.
Концепция стимула и отклика была тесно связана с характерным для коррелятивного мышления эпохи Хань представлением о «роде» (
лэй). Согласно им, вещи одного рода (
тун лэй) взаимно притягивались друг к другу, в то время как вещи разного рода (
бу лэй) взаимно друг от друга отдалялись. Считалось, что и действие человека, и ответ Неба на него одного рода, поэтому хорошие отклики приходят в ответ на добро, а плохие в ответ на зло.
Значительное внимание теории
гань ин уделял знаменитый ханьский мыслитель, один из создателей имперской идеологии
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.). В приписываемом ему трактате «Чунь цю фань лу» («Обильная роса „Весен и осеней“») есть специально посвященные ей разделы (цз. 14, гл. 64). Дун Чжун-шу, как и большинство его последователей, в первую очередь интересовали плохие отклики, случавшиеся в ответ на проступки правителя. Именно им и следовало уделять особое внимание, поскольку, поняв, какими поступками они были вызваны, и вовремя исправившись, правитель мог избежать серьезных бедствий. Дун Чжун-шу объяснял, какие действия служат причиной тех или иных дурных откликов:
Использовалась теория
гань ин и для того, чтобы предостеречь правителя от совершения тех или иных действий. В ряде случаев Дун Чжун-шу заранее предупреждает, к чему может привести нарушение мировой гармонии. Рассказывая о том, какие политич. акции необходимо предпринимать в то или иное время года, философ упоминает и о дурных откликах, к-рые вызывает отклонение от излагаемых им норм.
В конф. традиции внимание уделялось не только дурным, но и благим откликам. Они символизировали удовлетворение Неба поведением правителя и, в отличие от откликов дурных, побуждали не к переменам в поведении и политическом курсе, но к их дальнейшему развитию в том же русле. Об этом говоритсяв официальном историографич. соч. «Сун Шу» («Книга [об эпохе] Сун»)
Шэнь Юэ (441–513).
Теория
гань ин оказывала очень сильное влияние на восприятие мира в традиц. Китае. Однако далеко не все мыслители безоговорочно принимали ее. Так ярым противником был, напр., ханьский философ
Ван Чун (I в. н.э.), в трактате к-рого «Лунь хэн» («Взвешивание суждений») эта теория неоднократно подвергается резкой критике. Тем не менее, рассуждения Ван Чуна и приведенные им фактич. сведения позволяют лучше понять, в каком виде теория стимула и отклика бытовала в то время. Так, Ван Чун сообщает о том, что его современники считали нападение тигров на людей откликом на преступления, совершенные чиновниками в должности
гунн цао. В ханьскую эпоху чиновников сравнивали с вредными насекомыми: «то, что насекомые поедают злаки, вызывается мелкими чиновниками. Если же наложить на чиновников, к-рым уподобляются насекомые, взыскание, то насекомые исчезнут и больше не появятся» («Лунь хэн», цз. 16, гл. 49). Очевидно, что теория
гань ин в I в. н.э. глубоко проникла в простонар. верования, послужив щедрым источником для различных суеверий. Однако хотя философы иногда заявляли о своем скептическом отношении к этой теории, на самом деле она оказывала заметное воздействие на их мировоззренческие позиции, что отчетливо видно и на примере теоретических разработок того же Ван Чуна.
Источники: Ван Чун Лунь хэн («Весы суждений») // Чжу-цзы цзи-чэн. Т. 5. Шанхай, 1988, гл. 48–49, с. 159–162;
Су Юй. Чунь цю фань лу и чжэн («Чунь цю фань лу» в обоснованном осмыслении). Пекин, 1996.
Литература: Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М., 1990, с. 77–84;
Хуань Куань. Спор о соли и железе (Ян те лунь) / Пер. Ю.Л. Кроля. Т. 1. М., 2001, с. 72–28.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 415-416.