(XVI-XI вв до н.э.) В археологических комплексах шан-иньского времени встречаются сходные по формам или орнаментации предметы, изготовленные из различных материалов (
рис. 1-6).
Рис. 1. Керамические сосуды, подражающие бронзовым, из раскопок Западного сектора Инь-сюя (см. [8, стр. 79]).Автору статьи не известны специальные исследования, посвященные вопросу взаимовлияния различных производств в эту эпоху
[1]; принято считать, что сначала керамические формы копировались в металле, а затем шел обратный процесс имитации бронзовых изделий в гончарном производстве
[2]. В отдельных случаях археологи фиксируют подражание металлическим изделиям, прежде всего, в керамике (см. [8, с. 61]). Данная статья ставит целью проследить влияние бронзовых изделий на предметы, изготовленные из других материалов, и поиск возможных причин этого явления.
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 1. Керамический сосуд (см. [10, стр. 215, илл. 6, № 11])Не останавливаясь на вопросе о сходстве форм металлических и керамических сосудов, относительно которых могут существовать различные мнения о направлении копирования, следует отметить некоторые бесспорные случаи воспроизведения бронзовых моделей в гончарном производстве.
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 2. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 274])При раскопках в западном секторе
Инь-сюя[3] в ряде погребений были обнаружены керамические изделия, копирующие металлические образцы, предположительно относящиеся к четвертому периоду Инь-сюя
[4]; в отчете о раскопках они приводятся в отдельной иллюстрации (
рис.1).
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 3 Бронзовый сосуд (см. [7, стр. 74, рис.49, № 2])Исследователи указывают на существование социальных причин для появления подобных изделий, но никаких объяснений относительно этого утверждения в публикации не дано (см. [8, с. 113]).
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 5. Ручка бронзового сосуда (см. [7, ч/б. илл. XXXVI, № 1])Материалы из
Эрлитоу[5] наглядно демонстрируют сходную тенденцию имитации бронзовых образцов в керамике: по форме сосуды № 1 и № 2 копируют металлические кубки № 4 и № 6 и настолько отличаются от остальной керамики, представленной в таблице, что по внешнему виду их можно принять за бронзовые (
рис. 6).
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 6. Бронзовый сосуд (см. [7, ч/б. илл. XXXII, № 1])Кроме этого, следует обратить внимание на длинные тонкие ножки кубков; в металле за счет прочности материала они сохраняются в изначальном состоянии на протяжении веков, а в глине легко ломаются и мало способствуют удобству практического использования сосуда (
рис. 8).
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 4. Каменная крышка (см. [7, ч/б. илл. CLXIX, № 6])Переходя к орнаментации, следует обратить внимание на несколько особенностей оформления бронзовых сосудов. Прежде всего, орнамент располагается на сосудах вертикальными поясами, иногда тонкими, так что большая часть поверхности остается гладкой (
рис. 2.1,
5.1); в других случаях несколько последовательно расположенных полос орнамента покрывают практически всю поверхность сосуда (
рис. 2.7,
3.5)
[6].
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 7. Орнамент на керамических сосудах (см. [5, рис. 31 (верхний фрагмент)])Наиболее распространенным мотивом являются маски
тао-тэ различной степени схематизации (
рис. 2.7,
3.2,
5.1); все остающееся свободным от основного рисунка место заполняется спиралями с прямыми или скругленными углами (
рис. 2.7).
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 9. Керамический сосуд (см. [8, илл. 8, № 2]) Часто встречаются рельефные изображения: верхняя часть вертикальных ручек оформляется в виде головы животного, из пасти которого она начинается (
рис. 2.5, на рисунках
2.8 голову животного трудно увидеть за счет плохого качества иллюстрации); ручки крышек сосудов изображаются в виде дракона (
рис. 2.3); на центральной поверхности сосуда помещаются рельефные звериные морды (
рис. 2.1,
2.8)
[7]. Бесспорных доказательств первичности применения всех этих особенностей в металле нет, поскольку эти детали не связаны напрямую с производственным процессом.
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 8. Орнамент на бронзовом сосуде (см. [7, стр. 22, рис. 11, № 1])Тем не менее, можно высказать предположение о том, что влияние шло именно от бронзовых изделий, поскольку в металле подобная орнаментация легко воспроизводится при отливке, в то время как прорисовка или моделирование керамики или резьба по камню и кости гораздо более трудоемкий процесс. В любом случае, все вышеперечисленные особенности орнамента встречаются на керамике (
рис. 2.2,
2.6,
2.9) и изделиях из камня (
рис. 2.4).
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 2. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 240])На сосудах эпохи Шан-Инь часто встречаются более или менее выпуклые вертикальные выступы, часто одновременно являющиеся осью симметрии для орнамента, покрывающего сосуд (
рис. 3.2,
3.5). Для объяснения происхождения этих выступов следует обратиться к производственному процессу изготовления металлических сосудов.
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 5. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 335])В китайском бронзолитейном производстве, как известно по раскопкам мастерских в Чжэнчжоу
[8]и Инь-сюе, отливка сосудов производилась в разъемных глиняных формах, состоящих из нескольких вертикальных и горизонтальных секций, и одного или нескольких сердечников (см. [3]).
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 1. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 36])Чтобы остывший сосуд можно было легко вынуть из формы, для отливки круглых сосудов чаще всего использовалось деление на три вертикальных секции, для прямоугольных – на четыре.
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 4. Керамические сосуды (см. [5, рис. 2, № 1, 2, 5, 7])На стыке глиняных форм, если они не были вплотную подогнаны друг к другу, могли происходить более или менее значительные смещения, ведущие к образованию видимых невооруженным взглядом литейных швов (
рис. 3.1). Для сокрытия подобного недостатка излишки металла либо скалывали, либо обрабатывали таким образом, что эти швы производили впечатление декоративных выступов (
рис. 3.2).
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 6. Керамический сосуд (см. [8, илл. 8, № 3В дальнейшем подобные декоративные швы начинают применяться на центральных плоскостях сосудов, вне зависимости от производственной необходимости (
рис. 3.2; общее количество выступов на этом сосуде – шесть: три из них находятся на месте литейных швов, и три выполняют чисто декоративные функции).
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 3. Сосуд из яшмы (см. [7, цв. илл. XIV, № 1])Верхний край выступов украшали прорезями, и такие же прорези появляются на закраинах плоских предметов, ножей и оружия (
рис. 3.2,
4.1). Имитации литейных швов, декоративных выступов и прорезных закраин часто встречается на керамике (
рис. 3.4,
3.6), изделиях из камня (
рис. 3.3,
4.2,
4.4,
4.5) и кости (
рис. 4.3).
Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 1. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 24])Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 4. Керамические сосуды (см. [5, рис. 9, № 5, 6])При осмотре бронзовых сосудов на поддоне часто можно заметить отверстия, круглые, крестообразные или овальной формы, в нижней части изделия (
рис. 2.1,
5.1). Их появление обусловлено тем, что для образования полого поддона нижняя часть сосуда при отливке была заполнена сердечником, который должен был опираться на стенки формы, чтобы в образовавшийся зазор мог проникнуть металл для формирования стенок поддона.
Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 2. Яшмовый сосуд (см. [7, ч/б. илл. LXXXIII, № 4])Подобные отверстия существуют и на сосудах из керамики (
рис. 5.3,
5.4) и камня (
рис. 5.2), и также являются имитацией особенностей изделий из бронзы.
Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 3. Керамические сосуды (см. [5, рис. 6, № 5, 11])Копирование вышеперечисленных особенностей бронзовых изделий – форм и орнаментации сосудов, литейных швов, декоративных закраин и отверстий в поддоне – в керамике, камне или кости не имело производственной обусловленности; в большинстве случаев имитация была значительно более трудоемкой по сравнению со стандартными методами изготовления изделий.
Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 1. Бронзовые ножи (см. [7, ч/б. илл. LXV, № 1, 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 1. Бронзовые ножи (см. [7, ч/б. илл. LXV, № 1, 2])Разъяснить эту ситуацию могут письменные источники более позднего времени. По материалам памятников династии Чжоу, в особенности относящихся к периодам Чуньцю и Чжаньго, можно сделать заключение, что бронзовые сосуды широко применялись в ритуальных практиках, которые устанавливали и поддерживали определенную иерархию в обществе.
Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 2. Ножи из яшмы (см. [7, цв. илл. XX’, № 3])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 3. Костяные шпильки (см. [7, ч/б. илл. CLXXX, № 1 (выборочно)])При применении сосудов в различных ситуациях существовали многочисленные ограничения по количеству, формам и размерам. Не пытаясь перенести эти установления на время правления династии Шан-Инь, следует отметить, что археологические материалы подтверждают важное значение бронзовых сосудов.
Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 4. Яшмовые подвески (см. [7, ч/б. илл. CIV, № 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 5. Яшмовые секиры (см. [7, ч/б. илл. CXVI, № 1])В наиболее крупных и богатых сопроводительным инвентарем погребениях обнаруживается значительное количество бронзы, так, что именно по количеству и качеству металлических изделий зачастую судят о социальном положении владельца могилы.
Поскольку обладание бронзовыми сосудами показывало высокий социальный статус владельца, всегда существующие тенденции к повышению своего положения могли вызвать подражание формам этих сосудов. При правлении следующей за Шан-Инь династии Западное Чжоу (XI в. - 770 г. до н.э.) металл на отливку бронзового сосуда даровался правителями, и производство изделий из бронзы находилось под контролем. Вероятно, что подобная система существовала и ранее, и поэтому имитация не могла производиться в металле. Керамика в этом случае была оптимальным материалом для изготовления копий; сосуды-подделки могли удовлетворять амбициям владельца при жизни, и его окружения после смерти. Также возможно, что в некоторых случаях керамические копии выполнялись, когда бронзовые оригиналы по тем или иным причинам не могли быть использованы.
Рис. 6. Керамика и бронза из Эрлитоу: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10 керамика; 4, 6 бронза; 9 фрагмент лакированного изделия (см. [11, стр. 203])Что касается каменных сосудов, прежде всего из нефрита, то имитация в данном случае не несла социальной нагрузки, поскольку роль этих сосудов в ритуалах была, возможно, даже более значимой, чем изделий из бронзы. Находки таких сосудов редки, и они присутствуют только в богатых погребениях с большим количеством бронзовых предметов. В данном случае подражание формам и орнаментации металлических сосудов имело, скорее всего, декоративные функции, а также могло быть данью традиции.
Удачные художественные решения в орнаментации и декоративном оформлении деталей, которые предлагали изделия из металла, могли служить основой для их внедрения в косторезное и камнерезное производствах. Распространение определенных мотивов в то или иное время может отражать тенденции вкусов населения, и служить основанием для составления микро-хронологии.
Таким образом, в данной работе на конкретных примерах прослежено влияние бронзолитейного производства на изделия из других материалов, и указаны некоторые причины этого. Копирование металлических сосудов в керамике, предположительно, имело целью удовлетворение извечного человеческого желания повысить свой социальный статус; в некоторых случаях имитации имели место, если оригинальные сосуды не могли использоваться. Копирование форм и орнаментации бронзовых изделий в камне и кости не было социально обусловлено, и отражало меняющиеся запросы населения. Когда какой-то мотив становился популярным, он начинал изображаться во всех возможных материалах вне зависимости от трудозатрат на его воспроизведение.
На основании этих материалов в будущем планируется разработать критерии выявления в центрах, в которых не обнаружено металлических предметов, влияния бронзовых изделий. В настоящее время наличие или отсутствие бронзовых изделий или явных следов металлообработки является основным критерием, предопределяющим вывод о знакомстве культуры с металлом, и, соответственно, ее датирование. Однако шанс обнаружить при раскопках бронзовый инвентарь намного меньше, чем изделия из других долговечных материалов; поэтому поиск систем датирования по керамике, каменной и костяной продукции может стать перспективным направлением исследований.
Литература:
- Кожин П.М. О хронологии Иньских памятников Аньяна. - Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990.
- Кучера С. Китайская археология 1965-1974 гг.: палеолит – эпоха Инь. М., 1977.
- Хуа Цзяомин, Ма Фугэн и др. Фу-хао му цинтун ци цюнь чжуцзао цзишу дэ яньцзю (Исследование техники отливки группы бронзовых изделий из могилы Фу-хао), - Вэньу цзыляо цункань, 1981, №1, 244-272.
- Хэнань чуту Шан Чжоу цинтунци (Бронзовые предметы династий Шан и Чжоу, обнаруженные в пров. Хэнань). Пекин, 1981, Т.1.
- Хэнань шэн вэньхуа цзюй вэньу гунцзо дуй (Рабочий отряд по охране и изучению памятников материальной культуры Хэнаньского провинциального управления по делам культуры). Чжэнчжоу Эрлиган (Эрлиган близ Чжэнчжоу). Пекин, 1959.
- Чжунго дабайкэ цюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археология). Пекин-Шанхай, 1986.
- Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо (Института археологии АОН КНР). Инь-сюй Фу-хао му (Могила Фу-хао в Инь-сюе). Пекин, 1985.
- Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй (Аньянский рабочий отряд Института археологии АОН КНР). 1969-1977 нянь Инь-сюй сицюй муцзан фацзюэ баогао (Отчет о раскопках захоронений в западном секторе Инь-сюя). - Каогу сюэбао, 1979, №1.
- Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Шаньдун гунцзо дуй и др. (Шаньдунский рабочий отряд Института археологии АОН КНР). Шаньдун Цзоусянь гудай ичжи дяоча (Обследование древнего памятника в уезде Цзоусянь пров. Шаньдун). - Вэньу цзыляо цункань, 1983, №8.
- Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Эрлитоу дуй (Эрлитоуский отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР). Хэнань Яньши Эрлитоу гундянь ичжи (Остатки дворца в Эрлитоу уезда Яньши пров. Хэнань). - Каогу, 1983, №3.
- Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Эрлитоу дуй (Эрлитоуский отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР). 1980 нянь цю Хэнань Яньши Эрлитоу ичжи фацзюэ цзянь бао (Краткий отчет о раскопках памятника в Эрлитоу уезда Яньши пров. Хэнань осенью 1980 г.). - Каогу, 1983, №3.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXV научная конференция / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П.Свистунова. – М.: Вост. лит., 2005. – 311 с. – ISBN 5-02-018484-5 (в обл.). С. 16-24.
- ↑ В связи с тем, что литература по археологии Китая в московских библиотеках представлена в лучшем случае до начала 1990-х годов, существует возможность, что в течение последних 15 лет подобные исследования появились.
- ↑ Материалы на сайтах Guggenheim, tpt.org, The Metropolitan Museum of Art
- ↑ Инь-сюй, или развалины Иньской столицы, находится близ г. Аньян в пров. Хэнань; в XIV-XI вв до н.э. здесь находилась столица династии Шан (см. [6, с. 610]).
- ↑ К четвертому периоду Инь-сюя относится время правления Ди-и (1191 – 1155 до н.э.) и Ди-синя (1154 – 1122) (см. [6, с. 611]).
- ↑ Эрлитоу – крупный археологический памятник, относящийся к XIX – XV вв. до н.э.; находится в уезде Яньши пров. Хэнань (см. [6, с. 118]).
- ↑ В данном абзаце не рассматривается орнаментация сосудов в виде животных, асимметричные формы которых требовали другого расположения рисунков.
- ↑ Форма и расположение этих рельефных морд позволяют предположить, что они происходят из вышеупомянутой традиции изображения верхней части вертикальных ручек в виде головы животного.
- ↑ В Чжэнчжоу находится крупный археологический комплекс, относящийся к XV вв до н.э.; находится в пров. Хэнань (см. [6, с. 649]).