Синология.Ру

Тематический раздел


Ван чжи

王制 «уложение царя». Свод нормативов, к-рыми определялась гос. ритуально-церемониальная деятельность и жизненный распорядок правителя в эпоху Чжоу (XII/XI–III вв. до н.э.). Они изложены в трактатах «Ван чжи» («Уложение царя») и «Юэ лин» 月令 («Полунные указы», «Помесячные предписания»), входящих в состав (Гл. 5, 6) «Ли цзи» 禮記 («Книга ритуалов») — одного из конф. канонич. соч. «Ван чжи» посвящен преимущественно правилам погребальной обрядности (см. «Чжао му») и ритуально-церемониальным акциям, поддерживающим социальную иерархию общ-ва и принципы взаимоотношения царя с удельными правителями и знатью. В «Юэ лин» в деталях воспроизводится придворный ритуально-церемониальный цикл. Точно неизвестно когда были созданы эти трактаты. В совр. науке общепринята т. зр., что «Ли цзи» это собр. документов на религиозно-ритуальные, церемониальные и этические (правила взаимоотношения людей в семье и общ-ве и поведения отд. человека) темы, составленное в нач. I в. н.э., куда вошли тексты написанные в разное время. В «Юэ лин» обнаруживается немало смысловых и текстуальных совпадений с разделом «Ши эр цзи» 十二記 («Двенадцать описаний») из филос. сб. III в. до н.э. «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люй») (и одноименной главой (гл. 5) из трактата II в. до н.э. «Хуайнань-цзы» («[Трактат] Учителя из Хуйанани»). Однако, даже если сам «Юэ лин» является более поздней вариацией указ. соч., подобные совпадения лишь доказывают, что изложенное в нем ритуально-церемониальное уложение действительно имело место в культуре эпохи Чжоу, по меньшей мере, в V–IV вв. до н.э. Об устойчивости представлений о таком уложении как образце для гос. ритуально-церемониальной деятельности свидетельствует его частичное воспроизведение в трактате «Ли и чжи» 禮義志 («Трактат о ритуалах и церемониях») из офиц. историографич. соч. Фань Е (398–446) «Хоу Хань шу» («Книга [об эпохе] Поздняя Хань»).
 
Суть уложения, изложенного в «Юэ лин» сводится к требованию полного уподобления непосредственно ритуальной активности и жизненного распорядка правителя природным процессам: «Первый месяц весны — мэн чунь («первенец весны») (см. «Инь-ян ли»)… Его повелитель — Тай-хао, его дух [покровитель] — Гоу-ман… Ветер еще холодный. Насекомые, [пребывающие в зимней спячке], начинают возвращаться к активности, рыбы выплывают из-подо льда. Сын Неба обитает в левых (т.е. вост.) покоях дворца «Зеленое Ян» («Цин ян»). Выезжая из дворца, он едет по фениксовой дороге (дорога, выложенная гравием голубоватого цвета, соответствующего цвету оперения мифич. птицы–феникса-луань). Управляет бирюзовыми драконами (цан лун — образное название коней сивой масти). Над ним установлено знамя зеленого (цин) цвета. Он облачен в зеленое (цин) одеяние с украшениями из нефрита бирюзового (цан) цвета. Вкушает [блюда из] пшеницы и баранины… В весенний сезон достигает расцвета [стихия] дерева, чем и должен руководствоваться Сын Неба».
 
Из текста «Юэ лин» следует, что в каждый отд. сезон (ши) и в каждый месяц правитель должен был обитать в одном из пяти дворцов (в соответствии с пятью зонами мирового пространства) и в отд. («левые», «центральные», «правые») апартаментах, соответствующих данному сезону и данному месяцу. Для каждого сезона полагались определенного цвета одеяния, украшения, регалии, масти лошадей, а также мясная и растительная пища. Даже покрытие дороги, по к-рой проезжал государь, должно было меняться. Причем, первоочередной являлась именно цветовая символика (у сэ, «пять цветов»). Вера в то, что цвета облачения человека, принимаемая пища, место его обитания способны оказывать воздействие на состояние природных процессов и явлений есть типологич. примета симпатической магии. Не менее примечательно соотнесение ритуально-церемониальной деятельности одновременно с религ. (повелители и духи-покровители частей света) и с натурфилос. (у син, «пять стихий/элементов») представлениями. Т.о. уложение царя, воспроизведенное в «Юэ лин», внятно отражает определяющие специфические особенности гос. религии 2-й пол. эпохи Чжоу (см. Представления о верховной власти и правителе).
 
К ритуально-этикетному уложению восходят несколько типологий, составившие фундамент китайских естественно-познавательных дисциплин, теорий хозяйствования, экономических концепций и медицины. К важнейшим из них относятся:
 
У шоу 五獸 («Пять [видов] диких животных»),
У шэн 五牲 («Пять [видов] домашних животных»),
У гу 五穀 («Пять [видов] сельскохозяйственных культур»),
У вэй 五味 («Пять вкусов/вкусовых ощущений»),
У сю 五臭 («Пять запахов»),
У цзан 五臟 («Пять внутренностей») - основные анатомические органы, изначально жертвенных животных.
 
Все они также имеют космологическую символику и соотносятся строго с пятью пространственно-временными зонами: Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером.
 
У шоу:
чжичжэ 脂者 («сальные/жирные») – парнокопытные домашние животные (бык, баран) – Центр;
гаочжэ 膏者 («тучные») – дикая свинья (вепрь) – Восток;
юйчжэ 羽者 («крылатые») – птицы – Юг;
лочжэ 臝者 («короткошерстные») – хищники (тигр, леопард) – Запад;
линьчжэ 鱗者 («чешуйчатые») – существа, покрытые чешуей, в т. ч., рыбы, земноводные (черепаха) и пресмыкающиеся (змея) – Север.
 
У шэн:
ню (бык/корова, буйвол) – Центр,
ян (баран/овца) – Восток,
цзи (петух/курица) – Юг,
цюань (собака) – Запад,
чжу (свинья) – Север.
 
У гу:
цзи (просо) – Центр,
дао (рис) или май (пшеница) – Восток,
доу (бобы) – Юг,
ма (конопля) – Запад,
шу (пшено) или дамай 大麥 (ячмень) – Север.
 
У вэй:
гань («сладкий») - Центр,
суань («кислый») – Восток,
ку («горький»), от вкуса подгоревшей пищи – Юг,
синь («острый/терпкий) – Запад,
сянь («соленый») – Север.
 
У сю:
сян («благовонный) – Центр,
шань («запах скота/козлиный запах») – запах мокрой шерсти – Восток,
сюнь («горелый») – запах дыма – Юг,
син («запах металла/сырой рыбы») – Запад,
сю («запах гнили») – Север.
 
У цзан:
синь (сердце) – Центр,
гань (печень) – Восток,
фэй (легкие) – Юг,
пи (селезенка) – Запад, 
шэнь (почки) – Север.
 
На формирование этих типологий оказали влияние не только ритуально-церемониальное уложение, но и гораздо более древние верования и культы. Так, соотнесение образов птицы с Югом и свиньи с Севером восходит к религиозным традициям эпохи неолита (см. Верования и культы эпохи неолита). Образ тигра в его связи с Западом также начал складываться либо в верхних слоях неолита (VI–III тыс. до н.э.), либо в эпоху Шан-Инь (XVII–XI вв. до н.э.). Кроме того, он перекликается с образом Бай-ху (Белый тигр) — духом Запада из когорты Сы шэнь 四沈 («Четыре духа»). Ассоциация образа собаки с Западом — зоной, связанной со смертью, совпадает с ролью собак в древней (до Чжоу) погребальной обрядности (см. Иньсюй). Примечательно соотнесение печени с Востоком: возможно, оно проистекает из весеннего ритуала гадания по печени домашних животных, к-рый практиковался у многих народов древнего мира. Типология с/х культур, безусловно, отражает аграрный опыт древних китайцев: в центр. регионах Китая (районы р. Хуанхэ) с древнейших времен выращивали просо. Гл. очагом рисоводства исходно (эпоха неолита) являлся юго-восток.
 
Т.о. данные типологии служат еще одним доказательством возможности слияния в китайской культуре самых разных по происхождению идеологических элементов.
 
Источники:
Хоу Хань шу (Книга [об эпохе] Поздняя Хань) / Сост. Фань Е. Т. 11. Пекин, 1982. с. 3101–3107; Ли цзи цзи шо («Книги ритуалов» со сводными растолкованиями) / Коммент. Чэнь Хао // Сы шу у цзин (Четверокнижие и пятиканоние). Т. 2. Тяньцзинь, 1989, с. 63–100; Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы / Пер. Л.Е. Померанцевой. М., 2004, с. 87–107; Legge J. Li Chi: Book of Rites. Pt 1 (Repr.). L., 2003, р. 209–311.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История культуры Китая. Уч. пос. СПб., 2003, с. 116–123; Сычев Л.Д. Космологическая символика древних китайцев // Сычев Л.Д., Сычев В.Л. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975, с. 23–24; Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: миф и эстетика в («Люйши чуньцю»). М., 1990, с. 275; Люй Сы-мянь Чжунго чжиду ши (История китайского общественного устройства). Шанхай, 1985; Riegel J.K. Li chi // Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide / Ed. by M. Loewe. Berkeley, 1993.
 
С некот. изм. ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 405-407.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.