扁鹊, Бянь Цюэ. В китайской мифологии один из богов-покровителей врачевателей, в одном образе к-рого контаминированы, видимо, два различных персонажа: 1) мифический Бянь Цяо с птичьим клювом и крыльями летучей мыши — сподвижник культурного героя-первопредка
Хуан-ди, помогавший ему в распознании целебных свойств растений. (Имя Бянь Цяо в этом случае объясняется через
бянь — «летучая мышь» и
цяо — «сорока»); 2) реальный знаменитый врачеватель VI – IV в. до н.э. Цинь Юэ-жэнь, получивший прозвище
Бянь Цяо. Согласно легенде, Бянь Цяо перенял свое искусство от бессмертного Чан-сан-цзюня (Господин Длинное Тутовое дерево), к-рый давал ему чудесные капли. Через 30 дней Бянь Цяо смог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека. В 521 до н.э. Бянь Цяо, согласно преданию, оживил принца царства Го, после чего слава о его искусстве распространилась по всему Китаю. Впоследствии Бянь Цяо был обожествлен в качестве покровителя медиков и аптекарей. Жертвоприношения в честь Бянь Цяо совершались 24-го числа 4-го лунного месяца, в день его рождения. На древних рельефах он изображен в виде человекоптицы, делающей укол больному.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанзы (VI – IV в. до н.э.). М., 1967, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.;
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VI / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1992, с. 50 – 51; Т. VIII / Пер. Р.В.Вяткина, А.М.Карапетьянца. М., 2002, с. 246 – 253; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 344;
Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М. 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 200, 334.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 401.