(«Дискуссия о соли и железе»): приемы выявления исторической информации[1] Введение Предметом данного исследования является памятник
Янь те лунь 鹽鐵論(«Дискуссия о соли и железе»), созданный в период Западной Хань 西漢 (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.) во время правления императора
Сюань-
ди 宣帝 (74–48 гг. до н.э.)
Хуань Куанем 桓寬, который занимал должность блюстителя области Луцзян —
Луцзян тайшоучэн 庐江太守丞
[2]. Он был написан на основе дискуссии, проходившей в 81 г. до н.э. во время правления императора
Чжао-ди 昭帝 (87–74 гг.)
[3]. Предметом обсуждения послужили государственные монополии на добычу соли, железа и производство опьяняющих напитков, введенные во время правления императора
У-ди 武帝 (140–87 гг.) в 119 г.
Данный трактат в отечественном китаеведении исследовали и переводили В.М. Штейн и Ю.Л. Кроль. В зарубежном китаеведении он переводился на английский язык Э.М. Гэлом и на французский Д. Бодри-Велюрсом [Gale, 1931; Baudry-Weulersse, 1978].
Как видно из названия, памятник излагает содержание дискуссии. В ней участвуют «сановник, прототипом которого является реальное историческое лицо Сан Хунъян 桑弘羊, императорский секретарь (видимо, Тянь Цяньцю 田千秋) и «ученый». Важно отметить, что «ученый»— это образ собирательный. Известно, что участников дискуссии со стороны ученых было более 60 человек [Хуань Куань, 2001, с. 168]. Также важно отметить, что один из участников дискуссии, «сановник», отождествлен с реальным историческим лицом, следовательно, его идеи с известной степенью условности могут считаться идеями действующей власти своего времени.
Целью нашей работы является исследование
Янь те лунь как источника по истории правления двух императоров Западной Хань: У-дииЧжао-ди и извлечение из источника конкретной исторической информации с помощью специально разработанной для этого методики.
Чтобы выяснить, насколько содержащаяся в памятнике информация отражает реалии именно ханьского времени, мы изучили историю создания и передачи памятника, обращая особое внимание на количество редакций и время их осуществления.
История создания и передачи памятника Сведения об истории текста даны в работе американского ученого Майкла Лёве (Michael Loewe) «Древние китайские тексты: библиографический справочник» [Loewe, 1993]. Всего до XX в. в свет вышло 6 изданиях текста. Первые две известные редакции относятся к 1174 и 1202 гг. Они различаются делением текста: первая версия разбита на 10 цзюаней (глав), вторая — на 12. Текст редакции 1202 г. редактировался и переиздавался трижды: в 1501, 1807 и 1891 гг. Текст 1174 г. редактировался и переиздавался один раз — в 1554 г.
[4] Поскольку самая ранняя из известная нам редакция памятника датируется XII в., чрезвычайно важно упоминание памятника в списке «текстового наследия» в 30 главе
Цянь Ханьшу в трактате
И вэнь чжи 藝文 志 («Описания [произведений конфуцианской] классики и [остальной] литературы») среди других работ. В списке упомянут автор Хуань Куань и указано, что памятник состоит из 60 глав (
пянь 篇) [Бань Гу, 1958, глава 30]
[5]. Таким образом, мы точно знаем, что во время написания 30 главы
Цянь Ханьшу памятник уже существовал
, а значит, несмотря на многократное редактирование,сведения, извлеченные из него, относятся именно к периоду Ранней Хань
[6].
Методика В памятнике мы сталкиваемся с многочисленными аргументами и контраргументами сторон, порой ими взаимоисключающей. Это осложняет исследование, но при отбросе очевидных полемических элементов, мы получаем достаточно объемную (то есть, неодномерную) картину, в которой высказывания двух дискутирующих сторон не только противопоставляются друг другу, но и дополняют друг друга.
Для адекватного вычленения исторической информации необходимо выявить некую минимальную единицу информации. Из полемического характера памятника следует, что, информация, содержащаяся в нем в виде «идей», встречается чаще, чем информация, имеющая вид конкретных исторических «фактов». Тем не менее помимо извлечения из памятника и анализа «идей», перед нами также стояла задача выявления и систематизации «фактов».
В результате работы было сделано важное наблюдение — подавляющее большинство «фактов» в источнике содержится в цитатах из ханьских исторических сочинений
Шицзи 史記 («Исторические записки») и
Цянь Ханьшу 漢書 и являются не больше чем инструментом аргументации. Других фактов в нем нет! Это наблюдение значительно повышает ценность информации, выявленной на уровне идей.
Для проведения исследования была создана сводная таблица по идеям (в статье не публикуется). В нее в формализованном виде заносилась каждая выявленная из текста памятника идея
, высказанная тем или иным участником дискуссии. Поскольку их содержание не всегда представляется достаточно ясным, выявленные идеи было необходимо конкретизировать. Поэтому для памятников, в которых идеи являются основной единицей информации, нами был выработан метод вычленения внутри идей так называемых субъектно-объектных действийследующихвидов:
1. «Одушевленный объект — одушевленный субъект.Н:» (например «
Ссюнну взбунтовались … и уже не ведут себя как подданные» [Хуань Куань, 2001, с. 132]. Соответственно, в качестве объекта и субъекта в таблицу заносятся «сюнну» и «правитель», а в качестве действия — «бунт сюнну»)
. Этот вид действий мы и определили как собственно действие.
2. «Одушевленный объект — неодушевленный субъект.Н» (например, в тексте говорится, что правитель должен упразднить монополии. Соответственно, в качестве объекта и субъекта в таблицу заносятся «правитель» и «монополий», а в качестве действия — «упразднение».
3. «Неодушевленный объект — неодушевленный субъект.Н» (например, в тексте говорится, что монополии покрывают военные расходы. Соответственно, в качестве объекта и субъекта в таблицу заносятся «монополии» и «военные расходы», а в качестве действия — «покрытие».
Для удобства два последних вида действий были определены нами как отношение
. Вычленение данного типа действий или отношений позволило перейти на самый элементарный уровень содержания и работать с определенными его единицами.
В данной статье представлены результаты исследования семи первых глав памятника на предмет выделения различных групп субъектно-объектных действий и отношений, содержащихся в высказываниях говорящих
[7]. Далее следует их анализ с учетом того, кому из участников дискуссии принадлежит то или иное высказывание. При этом очень важна корреляция
, возникающая между различными субъектно-объектными группами по одним и тем же действиям/отношениям. Иными словами, важно совпадение действий/отношений в разных группах. Группировка в соответствии с корреляциями позволяет создать «объемную» картину, установив связи не только внутри групп, но и между ними.
Все это позволило выявить историческую информацию, касающуюся приоритетов проводимой политики с точки зрения участников спора. Это и было основной исторической информацией, которую мы могли извлечь из данного типа памятников.
Учитывая достаточно небольшой объем обработанного текста, нужно понимать, что некоторые выводы в дальнейшем могут быть скорректированы. Однако опыт подобного анализа показывает, что если выделены группы, содержащие 15-20%обработанной информации, то при расширении поля исследования эти группы сохраняются [Зыкова, 2005, с. 71]. Это позволит нам в случае продолжения исследования сконцентрироваться на работе с доминирующими группами в объеме всего памятника.
Описание аналитической таблицы по действиям и отношениям Созданная нами база данных содержит действия и отношения, выявленные в первых семи главах памятника. При их анализе мы сводили все действия и отношения, повторяющиеся в базе больше одного раза, в аналитическую таблицу (см. Приложение). Установлено, что в этих главах содержится равное количество высказываний ученого и сановника — 23. Из этих высказываний в общей сложности выделено 67 действий либо отношений. 33 из них содержатся в высказываниях ученого, 34 — сановника, т.е. также наблюдается приблизительное равенство
[8].
Как видно из таблицы, на данном этапе явно доминирование двух групп действий: не персонифицированного (предложение, содержащее действие правителя — неопределенно-личное)и персонифицированного (предложение, содержащее действие правителя — определенно-личное)правителя с народом(соответственно 20% и 16% от всех выявленных действий и отношений).Кроме двух самых крупных групп также достаточно значительна группа действий правителя по отношению к
сюнну (9%)
. Из отношений выделяются группы «правитель — ресурсы» и «правитель – товары». Группы «правитель – выгода», «правитель – фальшивые деньги», «народ – выгода» и «цзюньшу – народ»
[9] равны по объему (5,45%).
Все группы, большие и небольшие, содержащие лишьпо два и по одному или по два действия действию, ценны для нас, прежде всего, наличием взаимных корреляций.
Две самые большие группы, «не персонифицированный правитель – народ» и «персонифицированный правитель – народ», коррелируют по действиям «обеспечение» и «наставление», причем «наставление» все время употребляется только ученым(4 раза), «обеспечение» — 2 раза сановникоми 3 раза ученым
. Группа «персонифицированный правитель – народ» коррелирует по действию «жалость» с группой «правитель – -войска»; все 4 раза высказывание принадлежит сановнику. В дальнейшем это будет важно учитывать при выявлении исторической информации по внешней политике.
В группах отношений «правитель – товары», «правитель – ресурсы», «правитель – деньги» наблюдается важная тройная корреляция по действию «запуск в обращение». Все отношения — из высказываний сановника.
Также важна корреляция между группами «правитель – ресурсы» и «правитель – выгода». Они совпадают по действию «сохранение». С действием «сохранение» сходно действие «накопление» в группе «правитель – ресурсы». Все отношения — из высказываний сановника.
Группы «правитель – товары» и «народ – выгода» коррелируют по действию «монополизация». Реплики также принадлежат только сановнику.
И наконец, группы «правитель – выгода» и «народ – выгода» коррелируют по действию «стремление». И на этот раз все отношения – из высказываний ученого.
Таким образом, несмотря на примерное равенство всего объема отношений и действий (ученый — 33, сановник — 34) в семи главах текста, в высказываниях ученого наблюдается несколько меньше корреляций, чем в высказываниях сановника
. В высказываниях ученого повторяются действия «обеспечение», «наставление» и «стремление к выгоде», в высказываниях сановника — «обеспечение», «жалость», «сохранение», «монополизация». По «запуску в обращение» — тройная корреляция. Это позволяет предположить, что идеи сановника и образ его мыслей несколько больше систематизированы, т.е. он четко представляет себе некую модель действий, в данном случае – модель действий политических.
Все это будет важно для нас при выявлении информации как по внешней, так и по внутренней политике.
Историческая информация, выявленная в результате анализа действий и отношений Результаты анализа памятника с точки зрения субъектно-объектных действий и отношений, в нем содержащихся, открывают перед нами следующую картину:
Все группы отношений четко делятся на две части: относящиеся к внешней и внутренней политике.
I. Внешняя политика Идеи действующей власти (в лице сановника) и идеи ее оппонентов (в лице ученого) в результате анализа выявленных действий и отношений просматриваются достаточно четко.
В группе «персонифицированный правитель – народ» выявляется следующая информация, имеющая отношение к внешней политике:
Доминирующей является категория «жалость». Все три раза она упоминается сановником, и все три раза – в контексте обороны от сюнну. То есть можно предположить, что она является отражением взглядов чиновничества того времени на отношение императора к народу.
Жалость проявляется непосредственно правителем по отношению к народу, живущему на северной границе, в связи с тяготами, возникающими при обороне от сюнну [Хуань Куань, 2001, с. 132]. Эта идея является аргументом, предваряющим заявление сановника о невозможности упразднения государственных монополий на добычу соли, железа и изготовление спиртных напитков (также упоминается три раза). Эти заявления — ответ на просьбу об упразднении монополий, выдвинутую ученым (повторяется два раза) [Хуань Куань, 2001, с. 131]. (А) (аргументы ученого будут рассмотрены нами при разборе внутренней политики.)
Важность монополии для борьбы с сюнну с точки зрения официального чиновничества подтверждается двукратным заявлением сановника о том, что монополии покрывают военные расходы. Вдобавок к этому категория «жалость» употребляется один раз непосредственно в отношении войск, размещенных на границе. Заметим, что в ответ ученый заявляет, что недостаточное обеспечение войск происходит не из-за недостатка средств, а из-за неэффективного управления ими. А этому в другой реплике он добавляет, что долгое содержание войск на границе приводит к изнурению народа [Хуань Куань, 2001, с. 133]
[10].
Таким образом, мы видим, как внешнеполитическая причина становится мотивацией для внутриполитических действий. Необходимость активной военной политики по отношению к сюнну ясно мотивируется сановником: необходим адекватный ответ на действия «бунт» и «неповиновение», содержащиеся в категории «сюнну – правитель». Ответом последовательно должны стать: «оборона»«, наказание»«, подчинение» и«, нападение» [Хуань Куань, 2001, с. 132-133]. То есть три из четырех действий — активные. Значит, внешняя политика с точки зрения чиновничества (а конкретнее — Сан Хунъяна) должна быть активна.
Контраргументами ученого являются заявления из категорий «правитель – народ» и «правитель – сюнну» о том, что человеколюбивый правитель может подчинять народы Поднебесной посредством благой силы
дэ 德, и соответственно, при человеколюбивом правлении не нужны затраты на ведение войны [Хуань Куань, 2001, с. 132]. То есть подразумевается возможность невоенного подчинения сюнну, посредством невоенного расширения сферы влияния правителя.
Суммируя вышеизложенное и выделяя наиболее существенные моменты, отметим, прежде всего, идею жалости верховного правителя к народу и то, что важная внешнеполитическая причина становится мотивацией для внутриполитических действий.
II. Внутренняя политика Внутренняя политика в основном касается сферы экономики.
Из групп не «персонифицированный правитель – народ» и «правитель – народ» видно:
основная цель правителя при управлении народом – это обеспечение народа
[11] [Хуань Куань, 2001, с. 152]. Причем это признается и сановником, и ученым, т.к. группа «обеспечение народа» одинаково часто упоминается ими в одних и тех же контекстах.
Три категории – ресурсы, товары и деньги коррелируют по одному действию – «запуску в обращение» [Хуань Куань, 2001, с. 137, 150]
. Причем, прежде чем запустить в обращение ресурсы
, правитель ограничивает к ним доступ и сохраняет их [Хуань Куань, 2001, с. 137, 150]; прежде чем запустить в обращение товары, правитель монополизирует и накапливает их; что же касается денег, то перед тем как запустить их в обращение, правитель запрещает их частное изготовление и монополизирует право на их изготовление [Хуань Куань, 2001, с. 146, 148].
Таким образом, первое и главное, что должен сделать правитель – получить
монопольный контроль над
ресурсами, товарами и денежной системой. Понятно, что такой контроль осуществляется не непосредственно самим правителем, а путем введения государственных монополий, в нашем случае – на добычу соли, изготовление железа, изготовление опьяняющих напитков, а также изготовление монеты.
Получая такой контроль, правитель становится сосредотачивает на себе ее распределения и регулирования данных благ. Это дополнительно подтверждается репликой сановника о том, что монополии существуют для обращения благ и регулирования потребления [Хуань Куань, 2001, с. 134].
Такой монопольный контрольпозволяет осуществить основную экономическую идею ханьского времени, заложенную в тексте и проводимую сановником – идею
стабилизации хозяйства, его
выравнивания. Эта идея так или иначе заложена сразу в трех экономических терминах, встречающихся в различных ханьских текстах по экономике, в том числе и в
Янь те лунь[12]. Термины эти следующие:
цзюньшу 均輸 («выравнивание перевозок»),
пинчжунь 平凖 («выравнивание стандарта [цен]») и
цинчжун 輕重 («политика стабилизации»)
[13].
По мнению сановника,
цзюньшу и пинчжунь являются своего рода инструментами, с помощью которых правитель осуществляет политику стабилизации
цинчжун.
Цзюньшу отводится очень важная роль, т.к. оноприносят народупользу, помощь и восполнение богатства.
В том, что
цинчжун воспринималась именно как политика, сомнений нет — в одной из реплик сановник прямо говорит, что правитель правит народом с помощью
цинчжун[14][Хуань Куань, 2001, с. 137]
[15]. Он может делать одинаковым по объему обеспечение народа, находящегося в труднодоступных районах страны, и обеспечение народа, живущего в центре страны. Он может восполнять недостаток какого-либо товара посредством запуска в обращение другого товара. И то и другое, прежде всего, посредством использования «выравнивания перевозок»
цзюньшу[16].
С помощью монополизации товаров правитель может пресекать взаимную конкурентную борьбу купцов за выгоду на рынке, достигая таким образом
стабильных,
выгодных для себя цен. Кроме того, цены могут быть авыровнены им непосредственно с помощью применения
пинчжунь и цзюньшу.
Приведение цен к одному стандарту, очевидно, также является одним из основ политики стабилизации и одной из главных задач правителя.
Наконец, контролируя ресурсы и ограничивая частный доступ к ним, правитель решает две важнейшие задачи.
Во-первых, он делает невозможным частное изготовление монеты, вносящее сумятицу в финансовую систему. Руководящий мотив действующей власти здесь — финансовая система в стабильном государстве может исходить только от верховной власти, и ни в коем случае – от каких-либо частных литейщиков.
Во-вторых, монополизация ресурсов дает возможность для централизованного изготовления такого важнейшего товара как орудия труда из железа.Благодаря централизации и монополизации этих двух производств, народ, по мысли сановника, остается «верным своему долгу» и «ыуверенном в будущем», иными словами, достигается социальная стабильность без угроз выступлений.
Конечная цель всех этих мер, как уже говорилось, одна – обеспечение народа.
Таким образом, из всех идей сановника вытекает главный вывод: первой необходимостью действующей власти в период правления императора
Чжао-ди (87–74 гг.) была
максимальная стабилизация экономической ситуации путем обретения правящей верхушкой практически абсолютного контроля над экономикой и взятия на себя основных распределительных, контролирующих и регулирующих функций.
Все вышеизложенное, однако, характеризует только точку зрения сановника. Ясно, что ученый выдвигал контраргументы. Не будем забывать, что образ ученого – собирательный, не соотнесенный с реальным представителем действующей на тот момент власти и поэтому его аргументы для нас несколько более размыты. Однако для получения более четкой картины привести их необходимо. В отношении внутренней политики ученый выдвигал следующие аргументы.
Во-первых, в группах отношений правителя с народом ученый настаивал на необходимости «
нового наставления» народа [Хуань Куань, 2001, с.131], то есть апеллировал, прежде всего, к моральной стороне правления императора Чжао-ди. Тезис о наставлениив репликах ученого встречается чаще всего. Тематически его дополняют тезисы о необходимости «человеколюбивого управления народом», «установлении норм поведения» и «исполнении долга».
Один из основных тезисов ученого в области собственно экономической политики – необходимость ограничения «второстепенного занятия», т.е. ремесла и торговли, и приоритетного внимания «основному занятию», т.е. земледелию. Именно земледелие, по мнению ученого, является основным способом обеспечения народа [Хуань Куань, 2001, с. 138]. В случае же чрезмерного увлечения торговлей правитель начинает гнаться за выгодой, что вызывает погоню за выгодой народа и ведет к его моральной деградации. Он заявляет, что путь к обогащению лежит не в погоне за выгодой, а в ограничении правителем потребностей народа и в побуждении народа к скромной жизни [Хуань Куань, 2001, с.140]. Собственно говоря, отсюда и происходит тезис о необходимости «
нового наставления» народа.
И наконец, контраргументы ученого, касающиеся формального повода дискуссии - собственно монополий. Ученый выступает за разрешение частного использования природных ресурсов на том основании, что это позволит:
а) Изготовлять в каждой местности собственную монету [Хуань Куань, 2001, с. 148]. Это, по мнению ученого, более удобно,так как народ уверен в той монете, которая произведена в его местности (!).Этот аргумент основывался на том, что подходы к финансовой системе, начиная с 175 г., несколько раз именялась.
б) Изготовлять в каждой местности свои, нестандартные орудия труда, учитывающие особенности земледельческих работ на каждой конкретной территории [Хуань Куань, 2001, с.152]. Изготовление орудий труда по единому стандарту, по мнению
ученого, приводит к низкому качеству орудий, а следовательно, к низкому качеству обработки земли.
Еще одним аргументом за изменение политики
цинчжун и упразднение монополий являются тезисы ученого о том, что с помощью монополий наживается прибыль, а
пинчжунь и цзюньшу своего предназначения попросту не выполняют.
Из аргументов ученого можно сделать следующие выводы.
1) Несмотря на попытки стабилизации ситуации в период с 84 по 81 гг. очевидно,была высока социальная напряженность — отсюда тезис о необходимости нового наставления народа.
2) Абсолютный контроль государственного аппарата над всеми экономическими ресурсами, видимо, приводил, к снижению качества производимой продукции — отсюда тезисы о деньгах и частном изготовлении орудий.
3) Еще одним следствием абсолютного государственного контроля над экономикой, очевидно, явилось усиление коррупции — отсюда тезисы погоне правителя за выгодой и злоупотреблениях с помощью монополий.
Интересно, что именно ученый, а не сановник выдвинул идею об обогащении государства путем удовлетворения нужд народа, актуальную по сей день. На обработанном нами массиве информации идея эта встречается недостаточно часто, чтобы делать какие-либо глобальные выводы, однако важно само ее наличие [Хуань Куань, 2001, с.151]
[17].
Заключение Подводя итоги, можно заключить, что предположенная нами в начале работы возможность эффективного извлечения исторической информации из данного источника с помощью выявления и анализа групп субъектно-объектных отношений подтвердилась. Были получены и систематизированы важные сведения о внешнеполитической и экономической ситуации исследуемого периода. Перспективным представляется дальнейший анализ двух доминирующих групп отношений в объеме всего памятника.
Библиография источники на русском языке
- Исторические записки, 1987 — Сыма Цянь. Шицзи (Исторические записки) перевод с китайского и комментарий Р.В. Вяткина. т.4, М., 1987.
- Исторические записки, 2002 — Сыма Цянь Шицзи (Исторические записки) перевод с китайского и комментарий Р.В. Вяткина. т. 1, М., 2002.
- Исторические записки, 2003 — Сыма Цянь Шицзи (Исторические записки) перевод с китайского и комментарий Р.В. Вяткина. т. 2, М., 2003.
- Исторические записки, 2004 — Сыма Цянь Шицзи (Исторические записки) перевод с китайского и комментарий Р.В. Вяткина. т. 7, М., 2004.
- Хуань Куань, 2001 — Хуань Куань. Янь те лунь (Дискуссия о соли и железе). Перевод с китайского, введение, комментарий и приложения Ю.Л. Кроля. Т.1, М., 2001.
- Хуань Куань, 2002 — Хуань Куань. Янь те лунь (Дискуссия о соли и железе). Перевод с китайского, введение, комментарий и приложения Ю.Л. Кроля. Т.2, М., 2002.
на западных языках
- Baudry-Weulersse, 1978 — Baudry-Weulersse D. Comment lire la Yantie lun — Understanding Modern China. Problems and Methods. Proceedings. XXVIth Conference of Chinese Studies. Ortisei-St. Ulrich, 1978.
- Gale, 1931 — Gale E.M. Discourses on Salt and Iron. A Debate on State Control of Commerce and Industry in Ancient China. Chapters I-XIX. Leyden, 1931.
- Pan Ku, 1954 — Pan Ku. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. Translation with annotation by H.H.Dubs. Vol. 2 Baltimore, 1954.
- Se-Ma Ts’en, 1898 — Se-Ma Ts’en. Les memoires hestoriques de Se-Ma Ts’ien, traduits et annotes par Ed. Chavannes, vol 3, Paris, 1898.
- Swann, 1950 — Swann N.L. Food and money in ancient China, the earliest economic history of China to AD 25, Princeton, 1950.
на китайском языке
- Баньгу, 1958 — Бань Гу.Ханьшу («История [государства Западная] Хань»). Т. 2. Шанхай, 1958.
- Хуань Куань, 1958 — Хуань Куань. Янь те лунь цзяочжу («Янь те лунь . Сверенный текст с комментарием») / Ван Ли-ци – сверка текста, комментарий. Шанхай, 1958.
- Хуань Куань, 1983 — Хуань Куань. Янь те лунь цзяочжу («Сверенный текст с комментарием» Издание дополненное и исправленное). Сверка текста, комментарий Ван Ли ци. Тяньцзинь, 1983.
- Чжуцзы цзичэн, 1954 — Чжуцзы цзичэн. т. 7 (Янь те лунь). Шанхай, 1954.
Литература на русском языке
- Деопик, 1999 — Деопик Д.В. Опыт количественного анализа древней восточной летописи Чуньцю — Конфуциева летопись Чуньцю(«Весны и осени»). М., 1999.
- Зыкова, 2005 — Зыкова В.В. О некоторых элементах содержания иньских надписей (на основе анализа базы данных) — История Китая материалы китаеведческой. конференции. ИСАА при МГУ (май 2004 г.).
- Крадин, 2002 — Крадин Н.Н. Империя Хунну. М., 2002.
- Крадин, 2004 — Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2004.
- Кроль, 1975 — Кроль Ю.Л. Пространственные представления в полемике ханьских мыслителей. – Сборник докладов VI научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1975.
- Кроль, 1976 — Кроль Ю.Л. Представления древнекитайских мыслителей о времени. — Сборник докладов VII научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1976.
- Кроль, 1978 — Кроль Ю.Л. Представления о человеческой природе в полемике ханьских мыслителей. — Сборник докладов IX научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1978.
- Кроль, 1978а — Кроль Ю.Л. Пространственные представления спорящих сторон в «Рассуждениях о соли и железе» Хуань Куаня (I в. до н.э.) — Государство и общество в Китае. М., 1978.
- Кроль, 1979 — Кроль Ю.Л. Категория единства в полемике ханьских мыслителей. — Сборник докладов X научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1979.
- Кроль, 1980 — Кроль Ю.Л. Правовые воззрения ханьских конфуцианцев. — Сборник докладов XI научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1980.
- Кроль, 1981 — Кроль Ю.Л. Концепция рода (лэй) в полемике ханьских мыслителей. — Сборник докладов XII научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1981.
- Кроль, 1982 — Кроль Ю.Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой природы в Янь те луне» (I в. до н.э.). — Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.
- Кроль, 1982а — Кроль Ю.Л. «Рассуждения о соли и железе» Хуань Куаня как памятник диалога, сформировавшего государственную доктрину китайской империи. — Страны народов Востока №23 М., 1982
- Кроль, 1983 — Кроль Ю.Л. Конфуцианская и легистская интерпретации категории единства в трактате Янь те лунь» (I в. до н.э.) — Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983.
- Кроль, 1983а — Кроль Ю.Л. Спор тех, кто способен сказать, но не способен осуществить. — Сборник докладов XIV научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1983.
- Кроль, 1984 — Кроль Ю.Л. Проблема времени в китайской культуре и «Рассуждения о соли и железе» Хуань Куаня. — Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.
- Кроль, 1985 — Кроль Ю.Л. Спор как явление культуры древнего Китая. — Сборник докладов XVI научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1985.
- Кроль, 1991 — Кроль Ю.Л. «Янь те лунь»: взгляды конфуцианцев на роль государства в экономике. — Сборник докладов XXIII научной конференции «Общество и государство в Китае» М., 1991.
- Кроль, 1991а — Кроль Ю.Л. «Спор о соли и железе» — памятник китайской культуры эпохи Хань. — Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. Л., 1991.
- Кроль, 1995 — Кроль Ю.Л. Правовые воззрения легистов из трактата «Янь те лунь» (I в. до н.э.). — Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. №16 СПб. 1995.
- Флуг, 1959 — Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи. М., 1959.
- Штейн, 1959 — Штейн В.М. Гуань-цзы: Исследование и перевод. М., 1959.
на западных языках
- Loewe, 1993 — Loewe Michael. Early Chinese Texts: «A Bibliographical Guide». The society for the study of Early China and the institute of East Asian studies, university of California, Berkley, 1993.
Приложение Таблица № 1. Аналитическая таблица
Субъект-объект |
№ |
Отношения |
Кол-во |
% |
Участник |
[Правитель]-народ |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
Обеспечение Наставление Уравнение обеспечения Налогообложение Требования Устан. норм поведения Неразвращение Отсутствие подозрений Принуждение к эмиграции Лишение удобств использования орудий Изнурение |
4 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
20% |
оба по 2 ученый 3 сановник ученый ученый ученый сановник сановник ученый ученый ученый |
Правитель-народ |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Жалость
Управление Чел. правление Ограничение Отсутствие регулирования Финансовая система Исполнение долга Наставление Обеспечение |
3 2 1 1 1 1 1 1 1 |
16,3% |
сановник 3 оба по 1 ученый ученый сановник сановник ученый ученый ученый |
Правитель- сюнну |
1. 2. 3. 4. 5. |
Оборона Наказание Подчинение Нападение Подчинение с помощью дэ |
1 1 1 1 1 |
9% |
сановник сановник сановник сановник ученый |
Правитель- товары |
1. 2. 3. 4. |
Монополизация
Запуск в обращение Накопление Пренебрежение (редкостные) |
1 1 1 1 |
7,27% |
сановник сановник сановник ученый |
Правитель-ресурсы |
1. 2. 3. 4. |
Разрешение доступа
Сохранение
Запуск в обращение
Ограничение доступа |
1 1 2 1 |
7,27% |
ученый сановник сановник сановник |
Правитель-выгода |
1. 2. 3. |
Стремление
Сохранение
Воздержание |
1 1 1 |
5,45% |
ученый сановник ученый |
Правитель- «фальшивые» деньги |
1. 2. 3. |
Разрешение-неразбериха Разрешение-выгода Запрет |
1 1 2 |
5,45% |
сановник ученый оба по 1 |
Народ-выгода |
1. 2. 3. |
Стремление Погоня Монополизация |
1 1 1 |
5,45% |
ученый ученый сановник |
Цзюньшу-народ |
1. 2. 3. |
Восполнение богатства Помощь Польза |
1 1 1 |
5,45% |
сановник сановник сановник |
Правитель- войска |
1. 2. |
Жалость
Неэффективное управ. |
1 1 |
3,63% |
сановник ученый |
Народ-деньги |
1. 2. |
Удовлетворение Путаница |
1 1 |
3,63% |
ученый ученый |
Народ-основное [занятие] |
1. 2. |
Уменьшение Возвращение |
1 1 |
3,63% |
ученый ученый |
Правитель-государство(?!) |
1. |
Обогащение |
3 |
1,81% |
оба по1 ученый |
Правитель- деньги |
1. |
Запуск в обращение |
2 |
1,81% |
оба по 1 |
Монополии-военные расходы |
1. |
Покрытие |
2 |
1,81% |
сановник 2 |
Ст. опубл.: ИСТОРИЯ КИТАЯ. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (Сб. ст.) (май 2005 г., май 2006 г.) / Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки; [ред.-сост. М.Ю. Ульянов]. — М.: Гуманитарий, 2007. - ISBN 978-5-91367-034. C.85-99.
- ↑ Данная статья написана в рамках научного проекта Кафедры истории Китая ИСАА при МГУ «Исследование периодов Цинь и Западная Хань (III – I вв. до н.э.)». Автор благодарит к.и.н. Ульянова М.Ю. за помощь на всех этапах исследования и подготовки статьи к печати.
- ↑ Родом автор из округа Жунань 汝南郡, который располагался на территории совр. пров. Хэнань.
- ↑ Как известно из 7 главы раздела ди цзи 帝記истории Ранней Хань (前漢書 Цяньханьшу), император Чжао-дивступил на трон в восьмилетнем возрасте и умер через 13 лет в 21 год. Реально правил один из сподвижников его отца У-ди, главнокомандующий Хо Гуан 霍光. Это время в целом можно считать стабильным. В первой части главы 24 (食貨志 Шихочжи «Трактат о продовольствии и товарах»), посвященной продовольствию, сказано: «Ко времени [правления] Чжао-ди переселившийся ранее люд постепенно возвращался, неосвоенные поля успешно осваивались, были значительные запасы и накопления [БаньГу, 1958, главы 7, 24]. Однако династийный кризис после сверхдолгого правления императора У-ди был налицо. Ситуация, как видно из дицзи, усугублялась стихийными бедствиями. На протяжении почти всего правления, начиная с 82 г., действующая власть искала пути улучшения экономической ситуации.
- ↑ Мы использовали оригинал, опубликованный в 7 т. Чжуцзы цзичэн («Собрание трудов [древнекитайских] философов») издания 1954 г.
- ↑ Ю.Л. Кроль также указывает на упоминание памятника в 66 главе Цяньханьшу и 34 главе Суйшу [Хуань Куань, 2001, с. 18, 27].
- ↑ В этой связи крайне интересен тот факт, что описание правления Чжао-ди во второй части 24 главы Ханьшу фактически представляет собой краткий план первой главы Янь те лунь. При этом повторяются определенные слова (например, 教 化, 疾苦), однако в некоторых случаях различаются глаголы (см. [Бань Гу, 1958, глава 24Б, Хуань Куань, 1958, глава 1]). Это напрямую ставит вопрос о необходимости сопоставительного текстологического анализа с целью выяснения, какой из текстов более ранний. Однако это тема для дальнейшего исследования.
- ↑ В проанализированных главах текста содержится равное количество высказываний ученого и сановника – 23. За высказывание принимается часть текста, маркированная словами: «Ученый сказал…» (вэнь сюэ юэ 文學曰) или «Сановник сказал…» (дафу юэ 大夫曰).
- ↑ Можно предположить, что это свидетельствует о грамотности и рассчетливости составителя текста и вытекает из его желания (возможно, интуитивного) передать картину дискуссии, описанной в памятнике, в том числе, и с помощью структуры текста. Одинаковое количество даже минимльных единиц инфориации может означать, что на каждый аргумент был дан контрагрумент.
- ↑ Цзюньшу — «Выравнивание перевозок». N.L.Swann переводит термин как «[Учреждения по контролю за] выравниванием [цен с помощью регулирования] перевозок» [Swann, 1950, с. 313].
- ↑ Несмотря на то, что заявление это — явный элемент полемики (т.к. и то и другое встречается только один раз) и вызвано тем, что ученому нужно было найти хоть какой-нибудь контраргумент, тем не менее, мы можем предположить, что неэффективность управления тоже имела место.
- ↑ Чем конкретно должен обеспечиваться народ, не уточняется, однако можно предположить, что подразумевается поддержание его благосостояния.
- ↑ Помимо Янь те лунь, эти термины употреблялись в Ши цзи (30 глава так и названа — Пинчжуньшу) [Исторические записки, 1984]. Во все эти источники термины, очевидно, пришли из Гуаньцзы. См. [Штейн, 1959, с. 159–176].
- ↑ Дать окончательный перевод первых двух терминов пока не удалось, поэтому далее в тексте мы используем русскую транскрипцию. Н. Сванн переводит термин цзюньшу как «[Учреждения по контролю за] выравниванием [цен с помощью регулирования] перевозок» [Swann, 1950, с. 313], а термин пинчжунь — как «ведомство по стандартизации цен» [Swann, 1950, с. 315].
- ↑ Суть данной политики стабилизации заключается в том, что она позволяет правителю, являющемуся основным центром распределения и регулирования благ, осуществлять при необходимости целый ряд мер.
- ↑ Суть данной политики стабилизации в том, что она позволяет правителю, являясь основным центром распределения и регулирования благ, осуществлять при необходимости целый ряд мер.
- ↑ Очень важно, что в тексте 24 главы Ханьшу Шихочжи, касающемся правления Чжао-ди, ни цинчжун, ни цзюньшу, ни пинчжунь не упомянуты. Однако они упомянуты в описаниях других правлений.
Термины цинчжун и пинчжунь (в Ханьшу — чжуньпин до описания правления У-ди) впервые упоминаются в описании правлений Хуань-гуна (685–643 гг. до н.э.), очевидно, в связи с тем, что понятия эти, как уже говорилось, пришли из Гуаньцзы; как известно, Гуань-чжун являлся первым министром Хуань-гуна [Swann, 1950, с. 222].
Пинчжунь затем упоминается два раза, (уже как пинчжунь, а не чжуньпин) при описании событий 110 г. до н.э. (правление У-ди, 140-87 гг. до н.э.), как раз при описании деятельности Сан Хунъяна [Swann, 1950, с. 315–316].
Цинчжун затем фигурирует в описании правлений Цзин-Вана (543–520 гг. до н.э.) [Swann, 1950, с. 225], Цинь Шихуана (221–210 гг. до н.э.) [Swann, 1950, с. 229], а также в описании правления Вэнь-ди (179–157 гг. до н.э.) [Swann, 1950, с. 238]. Более – не упоминается.
Что же касается цзюньшу, то этот термин впервые появляется только в описании середины правления У-ди (140–87 гг. до н.э.) — событий, происходивших в 115 г. до н.э. [Swann, 1950, с. 286]. Затем он употребляется еще три раза в описании событий, датированных 110 г. до н.э., и больше упоминается [Swann, 1950, с. 313–314, 318]. Все упоминания, опять же, связаны с деятельностью Сан Хунъяна.
- ↑ Характерно, что идея обогащения государства с помощью обогащения его народа присутствует в тексте 24 главы Ханьшу Шихочжи только один раз в вводной части, касающихся Шэнь-нуна, к тому же, в виде не причинно-следственной, а сочинительной связи («Народ богат и государство сильно»). В части текста, посвященной непосредственно государству Хань, именно такой формулировки нет.