巨然, вар. Цзюй-жань, Цзюй Жань, буддийское монашеское имя, подлинное имя не известно. Уроженец местности Цзяннин
江寧 (на территории совр. г. Нанкина, пров Цзянсу), один из ведущих художников-пейзажистов X в. (вторая половина эпохи Пяти династий, У-дай
五代, 907-960, - начало эпохи Северная Сун, Бэй Сун
北宋, 960-1127).
Наиболее полные сведения о жизни и творчестве Цзюйжаня сообщаются в знаменитом трактате по истории живописи
«Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя
郭若虛 (XI в.), согласно которому этот художник первоначально был монахом буддийского монастыря Кайюаньсы
開元寺 в окрестностях г. Цзиньлин
金陵 (район совр. г. Нанкина), столицы царства Южное Тан (Нань Тан
南唐, 937-975) эпохи Пяти династий, где, возможно, и стал заниматься живописью. Затем, не слагая с себя монашеский обет, он некоторое время жил при дворе Южного Тан, пройдя курс обучения живописному мастерству у прославленного пейзажиста того времени
Дун Юаня. После утверждения династии Северная Сун и завоевания ее армией царства Южное Тан, Цзюйжань переехал в новую столицу Китая (г. Бяньлян
卞梁, на месте совр. г. Кайфын, пров. Хэнань) и продолжил карьеру придворного живописца, формально по-прежнему оставаясь в статусе монашествующего. Известно, что именно ему было доверено расписать пейзажными композициями стены парадного помещения Академии живописи (
Хуа-юань 畫院) - Нефритового зала (Юйтан
玉唐).
Станковая живопись Цзюйжаня известна благодаря двум основным произведениям, сохранившимся в копиях XI–XII вв., выполненных тушью по шелку, и хранящимся в коллекции Национального дворцового музея (г. Тайбэй): «Цэн я цун шу ту»
層崖叢樹圖 («Горные кручи и кущи деревьев», 144,1х55,4 см) и «Цю шань вэнь дао ту»
秋山問道圖 («В осенних горах вопрошаю [о] Дао» другой вариант перевода названия - «Поиски Дао в осенних горах», 156,2х78,1 см). Первая из этих картин является, возможно, частью более масштабной художественной композиции. По содержанию и стилистике она выдержана в манере пейзажей Дун Юаня, повторяя типичный для его работ ландшафт, образованный речным потоком, теряющимися в тумане холмистыми горными цепями и лесными зарослями. Картина «Цю шань вэнь дао ту» напротив, демонстрирует заметную морфологическую близость к альтернативному стилистическому направлению в китайской пейзажной живописи (
шань-шуй (
хуа)
山水 (畫), «живопись/изображение гор и вод»), которое, зародившись в эпоху Тан
唐 (618-960) и оформившись в творчестве
Цзин Хао и ряда пейзажистов начала XI в. (
Гуань Туна,
Ли Чэна,
Фань Куаня), заняло господствующее положение в академической школе эпохи Северная Сун. Это альтернативное направление, получившее у последующих теоретиков (в т. ч.
Дун Ци-чана) название «северная школа» (
бэй-цзун 北宗; см.
Нань-бэй-цзун), в современном китайском искусствоведении известно как «северное пейзажное направление» (
бэйфан-шаньшуй-хуапай 北方山水畫派), а в европейской специальной литературе - как «панорамно-монументальный» стиль. Почти все пространство второго из двух свитков Цзюйжаня заполнено фронтальным изображением вздымающейся к небу горы со складчатыми и густо заросшими склонами. Передний план, выделенный и максимально приближенный к зрителю, занимают каменные глыбы, перемежающиеся корявыми деревьями в стиле Ли Чэна. Художник настойчиво добивается эффекта «подвижной» точки зрения, «наращивая» массу горы снизу вверх и заставляя взгляд зрителя перемещаться от подножия к вершине, «уводя» его вслед за петляющей тропинкой в самую глубь массива и затем вновь «возвращая» на открытое пространство вблизи горной вершины. Несмотря на перечисленные совпадения с ключевыми для «панорамно-монументального» пейзажа художественно-композиционными принципами, картина Цзюйжаня обладает рядом важных оригинальных технико-стилистических особенностей. Так, массив горы и все составляющие его скальные образования, имея плавные очертания, выполнены не контурными линиями, а посредством точечных приемов, создающих эффект легкой просвечивающей дымки, окутывающей пейзаж. В сходной манере написаны еще два свитка, которые в настоящее время считаются вариациями на тему произведений этого мастера или авторскими творениями его последователей, жившими, предположительно, уже в эпоху Юань
元 (1271-1368): «Вань хо сун фэн ту»
萬壑松風圖 («Ветер [среди] сосен [над] десятью тысячами горных расщелин», 200,7х72 см, шелк, тушь. Шанхайский художественный музей) и «Си шань цзянь жо ту»
溪山蕑若圖 («Потоки, горы [и] вьющиеся растения», 185,4х57,5 см, шелк, тушь. Калифорнийский музей искусств).
По мнению старых китайских теоретиков и современных искусствоведов технико-стилистические новации пейзажей Цзюйжаня, принципиально расходящиеся с формальными признаками «панорамно-монументального» стиля, позволяют рассматривать творчество этого художника в качестве основы для формирования второго генерального направления в стилистике китайского традиционного пейзажа - «южной» школы (
нань-цзун 南宗, в современной терминологии - «южного пейзажного направления»,
наньфан-шаньшуй-хуапай 南方山水畫派), где оно составляет «промежуточный» этап между манерой Дун Юаня и последующими стилистическими вариациями, например, «туманно-облачный стилем» (
юньу-яньай 雲霧煙靄), разработанным
Ми Фу.
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал/Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978.
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004;
Купер Р.,
Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая)/Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 3. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 2. Ханчжоу, 1999; Шанхай боугуань цзанпинь хуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; The Shanghai Museum of Art / Ed. by Zhen Zhiyu. N.-Y., 1981;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1, 3. L., 1958;
Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 783-784.