釋摩訶衍論, сокр. «Ши лунь» («Толкование Шастры о махаяне», «Толкование к Трактату суждений о Великой колеснице»). Комментарий к «Шастре/Суждениям о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра», кит.
«Да шэн ци синь лунь»), переведенный на кит. яз. инд. миссионером
Парамартхой. Автором считается буд. мыслитель Ашвагхоша (Мамин, I-II вв.). В япон. школе сингон составление «Толкования» традиционно приписывается Нагарджуне (Лун-шу, II-III вв.), хотя скорее всего трактат был написан не ранее VIII в. в кит. буд. среде и практически во всех буд. школах Нагарджуна не признается действит. авт. трактата. Существует т. зр., согласно к-рой коммент. написал монах Вольчхун из Кореи.
Согласно «Толкованию», практически все буд. учения имеют пропедевтический характер, «истинное» же учение, выражающее сущность просветления/прозрения, — «недвойственная» махаяна (кит.
буэр-мохэянь). Содержание «истинного» учения в трактате изложено неясно, хотя прослеживается присутствие элементов догматики кит. буд. школ
хуаянь-цзун (см. также
«Хуа янь цзин») и
саньцзе-цзун. В «Толковании» рассматривается вопрос о возможности проповедования «истинного учения» и его постижения. Автор коммент. выделяет пять видов словесных проповедей, однако передается «истинное учение» только в одном случае — посредством «словесных проповедей согласно значениям [слов]», и это «истинные слова» Махавайрочаны (
Да-жи). Упоминаются также два вида «знаков», с помощью к-рых осуществляется проповедь (подробно этот аспект обсуждается япон. буддистом Кукаем в трактате «Значения истинного вида произносимых знаков» - «Сёдзи дзиссо ги»). Составитель коммент. утверждает, что восприятие «истинного учения» возможно лишь при сосредоточении мыслей «только на одном». Выделение в «Толковании» десяти состояний сознания (сосредоточение мыслей «только на одном») и типология их обосновываются иерархией сознаний и их функциональной ролью, принятой в виджнянаваде (
вэйши-цзун).
Источники: ТСД. Т. 32.
Литература: Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998;
он же. Список сутр и трактатов, упоминаемых в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Фо-сюэ дацыдянь (Большой словарь по буддизму). Пекин, 1984;
Сяккэй Д. Сингон-сю коё (Очерк школы Сингон) // Цудзоку буккё какусю коё. Токио, 1899; Japanese-English Buddhist Dictionary. Tokyo, 1979.
По материалам А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 745.