陳夫人 Храмовое изображение Госпожи ЧэньГоспожа Чэнь. Храмы в ее честь распространены в пров. Фуцзянь. Особенным усердием в принесении ей жертв отличаются женщины. Имя ее Цзин-гу; она происходила из волости Линьшуй, уезд Гутянь, пров. Фуцзянь. От своего брата-даоса, пользовавшегося доверием фуцзяньского князя Линя (X в.), получила таинств. хартии и магич. письмена, давшие ей силу повелевать духами. Прибыв в уезд Юнфу (обл. Фучжоу, пров. Фуцзянь), она умертвила здесь белого змея-оборотня, за что при дин. Сун (X-XIII вв.) была пожалована званием Шунь-и фу-жэнь («Покорная и прекрасная госпожа»); затем она бежала и поселилась у моря (собственно на море). По др. версии она называлась Цзинь-гу; в 767 в царствование танского Дай-цзуна (762–779) вышла замуж, была беременна неск. месяцев. В это время случилась большая засуха, у нее произошел выкидыш; она молилась о дожде и вскоре умерла, заявив перед смертью, что непременно сделается духом, к-рый будет спасать при трудных родах.
Храмы в ее честь были распространены в пров. Фуцзянь. Особенным усердием в принесении ей жертв отличались женщины. По преданию, одна женщина была беременна 19 месяцев и не могла разрешиться; явился дух Госпожи Чэнь, и благодаря ее лечению женщина разрешилась массой змей. Рассказываются и др. случаи ее чудесной помощи в родах. Поэтому женщины перед родами непременно ставили в комнате ее изображение, к-рое, совершив поклонение, сжигали после омовения ребенка.
Источники: Попов П.С. Китайский пантеон. СПб., 1907, с. 81–82; то же// Все о Китае. Т. 1. М. 2003.
Литература: Хуйту Сань цзяо юаньлю соу шэнь да цюань (Иллюстрированное полное издание [Записок] о поисках духов трех религий и их происхождении). Тайбэй, 1980, с. 825–826.
По материалам П.С. Попова
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 737.