陳淳, Чэнь Дао-ся
陳道夏,
цзы Чэнь Дао-фу
道復, Чэнь Фу-фу
復父, прозвание
(
хао)
Байян-шаньжэнь
白陽山人 «Отшельник [с гор] Байян». 1483, г. Чанчжоу
長洲 (совр. г. Сучжоу
蘇州, пров. Цзянсу), 1544. Художник, каллиграф, поэт, один из ведущих представителей живописной школы
У-пай (
Умэнь-пай 吳門派, «Направление/школа [города] У») эпохи Мин
明 (1368-1644).
Чэнь Чунь происходил из потомственного чиновничьего семейства и получил хорошее домашнее образование, каллиграфии и живописи обучался у
Вэнь Чжэн-мина (в то время главного мастера «школы У»), став его лучшим учеником и единомышленником, но после того, как ученик увлекся даосизмом, их пути разошлись. В юности Чэнь Чунь успешно выдержал гос. экзамены, но отказался от служебной карьеры: семейное состояние позволяло ему не только вести безбедное существование, но и оказывать финансовую помощь др. художникам. Щедрость Чэнь Чуня способствовала утверждению его авторитета в У-пай и творческих кругах Сучжоу.
Как живописец Чэнь Чунь поначалу находился под определяющим влиянием творчества мастеров эпохи Юань 元
(1271-1368), в первую очередь
Гао Кэ-гуна,
затем приступил к освоению традиции монохромного пейзажа -
шань-шуй (
хуа)
山水(畫) «живопись/изображения гор и вод», гл. образом, в исполнении
Ми Ю-жэня. Однако наиболее впечатляющих результатов Чэнь Чунь достиг в жанре
хуа-няо (
хуа)
華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц». Продолжая в нем стилистическую линию основателя «школы У» -
Шэнь Чжоу, Чэнь Чунь использовал «бескостный» метод письма (
мэй-гу хуа 沒骨畫), заключавшийся в отказе от тушевого контура и в активном применении размывок. Кроме того, он трансформировал общепринятую монохромную манеру, вводя в композиции голубой и темно-желтые оттенки цвета; в его работах с изображением цветов преобладает сдержанная полихромия в сочетании с богатыми тонами туши. За повышенную экспрессию в изображении цветов Чэнь Чуня обычно объединяют в живописи с
Сюй Вэем 徐渭, что запечатлено в профессиональном фразеологизме
бай ян цин тэн 白阳青藤 («белое солнце – зеленая лоза»). Кисти Чэнь Чуня принадлежат произведения, хранящиеся в Музее пров. Аньхуй и Шанхайском художественном музее; представление о его технике дают не только композиции малого формата, напр., альбомные листы из серии «Мо хуа цэ»
墨花冊 («Цветы, [нарисованные] тушью», 28х37 см, Шанхайский художественный музей), но и большие вертикальные свитки, образцом которых служит «Шаньча шуйсянь ту»
山茶水仙圖 («Камелия и нарциссы», 136,1х32,6 см, бумага, тушь; там же). Манера Чэнь Чуня сразу привлекла к себе внимание местных художников и ценителей искусства, признавших ее новацией в традиционной живописи.
Каллиграфическое творчество автора представляет направление эксцентриков (
се 邪); он работал в почерках
синшу и
цаошу, но именно в крупной скорописи его мастерство было на высоте лучших эталонов эпохи. В каллиграфии Чэнь Чунь исходил из наследия
Су Ши 蘇軾 и
Ми Фу 米芾. Китайские критики отмечают, что его энергопотоки (
ши) были чистые и мощные, а тушь светоносна и обильна; кисть пикировала, словно птица из облаков. Зачастую взмахи кисти Чэнь Чуня сопровождались громкими выкриками, и современникам казалось, что его неистовство не ведает узды. Композиции мастера сравнивали со шквалистым ветром, колеблющим ветви старой сосны. К его творчеству китайские знатоки применяли поговорку о том, что «зайти слишком далеко ‑ все равно, что не дойти». Они отмечали, что композиции произведений Чэнь Чунь бывают излишне разбросанными, а кисть местами выходит из-под контроля.
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004;
Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992;
Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии). Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая)/Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 5. Пекин, 1986; Шанхай боугуань цзанпинь цзинхуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004;
Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. – Сянган, 1981;
Cahill J. Parting at the Shore: Chinese Painting of the Early and Middle Ming Dynasty, 1368–1580. New York, 1978;
Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London, 1990; Eight Dynasties of Chinese Painting. The Collection of the Nelson Gallery – Atkins Museum, Kansas City, and the Cleveland Museum of Art. Cleveland, 1980;
Hyland A. R. M. The Literati Vision: Sixteenth-century Wu School Painting and Calligraphy. Memphis, 1984; Ninety Years of Wu School Painting. Taibei, 1975; Paintings in Chinese Museums//Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 5-7. L., 1958; The Shanghai Museum of Art /Ed. by Zhen Zhiyu. N.-Y., 1981;
Fu Shen C.Y. Chinese Calligraphy in the Jade Studio Collection // The Jade Studio: Masterpieces of Ming and Qing Painting and Calligraphy from the Wong Nan-p’ing collection. New Haven, 1994.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 853-854.