中山國的藝術,
искусство царства Чжуншань – карликового государства, существовавшего с VI в. по 295 г до н.э. (во втор. пол. эпохи Чжоу, XI-III вв. до н.э.) в центральной части совр. пров. Хэбэй.
По сообщению письменных источников, царство Чжуншань было основано некитайской народностью, называемой «белые ди» (бай ди
白狄). Принято считать, что бай ди проникли в Китай приблизительно в VIII в. до н.э. и поначалу осели в его северных и северо-западных районах (на территории совр. пров. Шэньси и Шаньси). Оттуда в VI в. до н.э. они переселились на северо-восток, где и создали собственное государство. В 295 г. до н.э. царство Чжуншань было завоевано соседним с ним царством Чжао (Чжао-го
趙國, 404-222 гг. до н.э.). О художественных традициях Чжуншань-го стало известно благодаря открытию (1974-1978) двух погребальных комплексов, названных, Линшоу
靈壽 и Пиншань
平山. Комплексы состоят из 30 с лишним погребений местной знати, включая две царские усыпальницы, датированные заключительной третью IV в. до н.э. Эти усыпальницы, имевшие наземную часть в виде грандиозного архитектурного ансамбля (см.
Лин цинь), свидетельствуя о своеобразии художественных традиций «белых ди» и развитости местного зодчества, являют собой уникальный случай, нарушающий нормы древнекитайской погребальной обрядности.
Инвентарь усыпальниц в общей сложности состоял из 19 тыс. изделий, включая бронзовые сосуды, декорированные пространными иероглифическими надписями, выполненными в технике золотой инкрустации (см. статью
Золото и серебро), бронзовые предметы мебели и детали украшения интерьера, скульптуры, а также около 3000 изделий из камня (
нефрита, хрусталя, агата и других полудрагоценных минералов). Большинство вещей уникальны среди произведений этого времени и представляют собой подлинные шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Наиболее необычными среди ювелирных украшений являются два собачьих ошейника, найденных на скелетах животных и выполненных из кожи с накладками золотого и серебряного листа. Эти примеры иллюстрируют степень популярности драгоценных металлов в местном декоративно-прикладном искусстве и высокий уровень развития здесь ювелирного дела.
Особый интерес представляют декоративно-прикладные вещи, приближающиеся к произведениям изобразительного искусства. Среди них – бронзовый скульптурный светильник (выс. 66,4 см, вес 11,6 кг), композиция которого включает в себя фигуру человека, что, как показывают и другие подобные примеры, было распространено в чжоускую эпоху. Древнейшим изделием подобного рода признан относящийся к VII-VI вв. до н.э. светильник в виде фигуры коленопреклоненного слуги (выс. 32,7 см, находка 1975 г.). Однако наибольшим художественным своеобразием отличается масляная лампа, выполненная мастерами южного царства Чу (Чу-го
楚國, XI-III вв. до н.э.) в виде скульптуры всадника верхом на верблюде (выс. 19,2 см, обнаружена в 1965 г.). Чжуншаньский светильник представляет собой еще более сложную и совершенную по исполнению композицию. В ее центре помещается фигура мужчины, облаченного в длинный доходящий до пола халат с широкими рукавами, подпоясанный широким кушаком. Детально передан рисунок ткани в одежде, выполненный в технике полихромной инкрустации по металлу с применением черного и красного лака и эффектно контрастирующий с бронзовой поверхностью, благодаря чему вещь приобретает изумительную декоративность. Голова скульптуры, отдельно отлитая из серебра и вставленная в отверстие верхней части корпуса, обладает такой живостью и художественной убедительностью, что производит впечатление портрета. В этом образе зритель видит человека с самодовольным выражением лица, приветливо улыбающимся ртом, тонкими щегольскими усиками и лукаво поблескивающими глазками (эффект, возникающий, благодаря технике инкрустации черным отполированным камнем). В левой руке человек держит, как жезл, основание лампы, сделанное в виде змеи, застывшей наподобие «древесного ствола», по которому взбирается крохотная обезьянка. Справа от мужской фигуры находится основание другой (малой) лампы – в форме змеи, обвивающей древесный пень.
Не менее примечательная бронзовая статуэтка (выс. 24,6 см) фантастического существа, отождествляемого с драконом (
лун 龍), который представлен в своеобразном иконографическом варианте, включающем изображение пары мощных крыльев. Убедительно передана поза грозного хищника, тело которого как будто напряглось перед прыжком, пасть свирепо оскалена. Аналогичным образом выполнена скульптурная композиция, служившая основанием столешницы (выс. 37,4 см). Она состоит из фигур четырех фантастических существ с туловищем и крыльями птицы, но длинной змеевидной шеей и звериной головой, увенчанной рогами. Несмотря на фантастичность облика, зооморфные фигуры кажутся живыми – изображенные с распахнутыми крыльями, вытянутой шеей и напряженной грудной клеткой, они словно готовы взлететь. Отделка обеих вещей произведена в технике золотой и серебряной инкрустации, образующий на бронзовой поверхности сложные узоры.
Скульптурные изображения дракона и зооморфных фигур в основании столешницы, являясь полноценными произведениями искусства, указывают на существование в царстве Чжуншань самостоятельной художественной традиции, возможно, впервые объединившей достижения двух основных в древнекитайском искусстве вариантов трактовки зооморфных форм – «реалистического» и (существовавшего непосредственно в русле «анималистического стиля» ) «фантазийного» направления. Это позволило местным мастерам создать образы фантастических существ, обладающие такой живостью и выразительностью, что они производят впечатление изображений реальных животных.
При всей неясности этнокультурных истоков «белых ди» и относительной кратковременности существования их царства, очевидно, что эта народность обладала самобытными художественными традициями, которые оказали значительное влияние на последующее китайское искусство. Показательно и то, что после гибели Чжуншань-го, местность, в которой оно располагалось, в течение многих столетий сохраняла культурную и художественную самобытность. На протяжении V-IX вв. там процветали художественная обработка драгоценных металлов (прежде всего – золота), изготовление шелка, а также находились крупные центры производства каменной буддийской скульптуры и скопления керамических мастерских, в которых как раз и был открыт секрет изготовления
фарфора.
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004;
Гуан Мин-ши. Дэнбэй (Светильники). Шанхай, 2001; Чжунго да бай кэ цюаньшу (Энциклопедия китайской археологии). Пекин-Шанхай, 1986-1988; Das Alte China. Menshen und Gotter im Reich der Mitte 5000 v. Chr.-220 n. Chr. Munchen, 1995;
Lawton Th. Chinese Art of the Warring States Period. Change and Continuity. Washington, 1982; Mysteries of Ancient China. New Discoveries from the Early Dynasties / Ed. by J. Rawson. L., 1996; Treasures from the Tombs of Zhong Shan Guo Kings. Catalogue of an Exibition Held at Tokyo National Museum. March 17 – May 5. Tokyo, 1981.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 835-836.