張大帝, Цышань Чжан да-ди — (Цышаньский) Великий владыка Чжан, бессмертный (
сянь [1], см.
Сянь-сюэ) по фамилии Чжан, по имени Бо. По одним сведениям, был уроженцем Усина (обл. Хучжоу) в пров. Чжэцзян, по др. — уезда Улин в пров. Хунань. Он родился в кон. дин. Зап. Хань (I в. до н.э.). Во время путешествия между горными речками Тяо и Са, недалеко от Хучжоу в Чжэцзяне, задумал прорыть судоходный канал от горной речки Цзинци в Чансине (уезд в Хучжоу, пров. Чжэцзян) до Гуандэчжоу в пров. Аньхуй. Сделав половину работы, скрылся в горе Хэншань; местные жители построили там в его честь храм и стали приносить ему жертвы. В двух ли на восток от Гуандэ был храм Чжао-фэй-мяо, посвященный его жене. Ее дух был особенно чудотворен; молитвы, обращенные к нему в случае наводнений и засух, немедленно исполнялись. Существовал обычай ежегодно приносить в жертву корову; для этого во дворе храма выкапывали ров, в к-рый клали жертвенную корову и неск. сот единиц разной жертвенной посуды; накрывали все коровьей кожей и опечатывали; на след. день, когда яму открывали, она оказывалась пустой.
По др. версии, этот бессмертный, по прозванию Бо-ци, родился в Лунъяне (обл. Чандэ, пров. Хунань) за 58 лет до н.э., 11 числа 2-го лунного месяца. Возмужав, оказался человеком необыкновенным, был великодушен и гуманен. Путешествуя со своей женой из фамилии Ли в Ухуйцзи, прибыл к горным речкам Тяо и Са, чтобы при помощи невидимого воинства прорыть канал Шэнду и проникнуть в Гуандэ. Согласно легенде, он устроил подле клена помост для барабана, предварительно условившись с женой, чтобы она каждый раз, как принесет пищу, трижды ударяла в барабан, и он будет приходить туда уже сам. Это было им сделано для того, чтобы не допустить жену на место рытья канала; но однажды еду склевали вороны, а между тем Бо, полагая по звуку барабана, что пища доставлена, немедленно пришел и обнаружил ее отсутствие; когда же жена пришла вновь и ударила в барабан, Бо не появился. Тогда она отправилась к месту работ и увидела его в образе большого борова, заставлявшего таинственных воинов рыть канал. Бо, заметив жену, не успел превратиться в человека, и более они уже не встречались; все работы были прекращены, а жена будто бы превратилась в камень. Он скрылся на вершине горы Хэншань, лежащей в пяти ли на запад от Гуандэ. Благодарные жители соорудили в его честь храм на юго-зап. склоне горы.
При танском императоре Сюань-цзуне в 742 Бо за ниспослание дождя был пожалован в начальники отделения морского ведомства — хай-бу-юань-вай-лан и гора Хэншань была переименована в Цышань. Впоследствии ему были присвоены другие высокие титулы, титул же Великого владыки (да-ди) был присвоен ему народным преданием.
Первые ист. сведения о жертвоприношениях на горе Цышань встречаются в «Мин ши» («История [эпохи] Мин») в связи с их запретом как незаконных.
Там же указано, что основой для легенды о превращении Чжана в борова и прорытии канала, вероятно, послужил миф из
«Хуайнань-цзы» о превращении первопредка/императора
Юя в медведя и прорытии им туннеля в горе Хуаньюань в пров. Хэнань; причем увидевшая его таким, жена превратилась в камень.
Источники: Попов П.С. Китайский пантеон. СПб., 1907, с. 67–68; то же// Все о Китае. Т. 1. М., 2003.
Литература: Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 536–538.
По материалам П.С. Попова
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.713-714.