—
痘神 Дух оспы. В поздней китайской мифологии божество оспы. Изображение Доу-шэнь ставилось в небольших храмах, на перекрестках дорог и в самых глухих местах. В нек-рых местностях Доу-шэнь считалось женским божеством, в других — мужским; изображается с лицом, обезображенным оспинами. Доу-шэнь в женской ипостаси называлась также Доу-шэнь нян-нян (Матушка-дух оспы) или Тянь-хуа нян-нян (Матушка оспы, по-кит. оспа также называется тянь-хуа — «небесные цветы»), обычно считавшаяся божеством, предохраняющим детей от оспы, или Доу-чжэнь нян-нян (Матушка оспы и кори). В разных местностях Китая существуют разовые культы Доу-шэнь.
Источники:
Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь («Полный свод преданий»). Т. 4. Шанхай, 1882.
Литература:
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник музея по антропологии и этнографии. Т. 1, вып. 6. СПб., 1907, с. 60; Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 481–482.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 449.
Автор: Рифтин Б.Л.