三乘 (санскр. трияна) — «три колесницы». Используемый
буддизмом махаяны (
да шэн — «великая колесница») термин, обозначающий степени проникновения в глубины буддийского учения.
Под «первой (низшей) колесницей» понимается уровень шраваков («слушающие голос», кит.
шэн вэнь — «[воспринимающие] звуки [мудрости-]культуры»), как первоначально именовались ученики Будды Шакьямуни, а позднее — приверженцы хинаяны (
сяо шэн — «малая колесница»). «Слушающие голос» признают осн. заповеди и гл. положения буддизма — всеобщность страдания, непостоянство сущего, отсутствие индивид. субстанциального «я» (см.
У во), однако еще не готовы к принятию учения махаяны. «Вторая (средняя) колесница» — «колесница пратьекабудд» (
юань цзюэ фо, пи чжи фо — «самостоятельно ставшие буддами»), т.е. аскетов, достигающих высшей цели буддизма — просветленного состояния (санскр. бодхи, кит.
пути) и нирваны (см.
Непань) самостоятельно, без участия наставника, и отказывающихся от проповеди учения. Как и шраваки, они считались последователями хинаяны. Выделялось два типа пратьекабудд: первые обретали просветление в присутствии будды, хотя и не становились его учениками, а вторые — исключительно в результате самостоятельных размышлений над бренностью и непостоянством сущего. «Третья (высшая) колесница» — «колесница бодхисаттв», т.е. собственно учение махаяны. Первоначально под бодхисаттвой (кит.
путисадо,
пуса) понимался будущий будда, позднее — любой человек, стремящийся к достижению полного «просветления», признающий учение махаяны и практикующий «шесть парамит» (кит.
боломи,
боломидо,
ду) — «совершенств», «подобно плоту перевозящих на др. берег существования», т.е. в нирвану. К числу «шести парамит» относились: терпение, подаяние, нравственность (соблюдение буд. заповедей), мужество, медитация (созерцание), мудрость. В «классич.» махаяне бодхисаттва воспринимался как наделенный сверхъестеств. способностями святой, обладающий высшей премудростью и великим состраданием, в силу к-рого он отказывается от нирваны во имя «спасения всех живых существ». Бодхисаттва наделен полным пониманием учения махаяны, прежде всего — доктрины пустотности (шунья, кит.
кун [1],
син кун),или относительности всего сущего.
Помимо учения о «трех колесницах», окончательно оформившегося в системе взглядов школы
тяньтай (см.
Тяньтай-цзун) в VI в., в махаяне существовала доктрина «единой колесницы» (
и шэн), характерная для ряда течений кит. буддизма, прежде всего для школы
хуаянь (см.
Хуаянь-цзун). Под «единой колесницей» понималось наивысшее учение, трактуемое как «четвертая колесница» — предельная степень проникновения в мудрость буддизма, либо как доктрина, включающая в себя достоинства всех остальных и потому их заменяющая.
Литература: Игнатович А.Н. Буддистские толкования путей спасения (на примере Лотосовой Сутры) // XI НК ОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1980;
он же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 229–230;
Мялль Л.Э. К буддистской персонологии // Труды по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 384-385.