三清 «три чистоты». В китайской даосской космогонии три сферы высшего мира: юй-цин («нефритовая чистота»), шан-цин («верхняя чистота») и тай-цин («великая чистота»). Юй-цин доступна совершенномудрым (
шэн [1]), шан-цин — святым (
чжэнь [1]), тай-цин — даосским бессмертным (
сянь [1]; см.
Сянь-сюэ). В позднем религиозном
даосизме эти сферы имели одноименных богов (в нек-рых источниках они имеют особые названия). Божество юй-цина именуется обычно Юань-ши тянь-цзунь (Изначальный небесный владыка), носит титул Тянь-бао (Небесная драгоценность). Его резиденция находится на горе Юйшань (Нефритовая гора), а ворота его дворца сделаны из золота. Во многих сочинениях и в народной традиции юй-цин и ее божество отождествляется с высшим божеством синкретического народного пантеона
Юй-ди. Божество шан-цина носит титул Лин-бао тянь-цзунь (Небесный владыка чудесной драгоценности; см.
Линбао-пай) или Тай-шан дао-цзюнь (Верховный государь
дао). Оно занимается измерениями времени, делит его на периоды. Оно обитает подле северного предела универсума (см.
Тай цзи) и контролирует взаимодействие темных и светлых сил —
инь и ян. Божество третьей сферы называется Тай-шан Лао-цзюнь (Верховный старый государь Лао-цзы) и ассоциируется с основателем даосизма
Лао-цзы, его называют также Шэнь-бао (Божественная драгоценность). Представления об этих трех божествах оформились, видимо, под влиянием буддийских образцов. Считается, что Юань-ши тянь-цзунь соответствует духовной природе
Будды, Лин-бао тянь-цзунь — прославленной форме Будды, а Тай-шан Лао-цзюнь — земной ипостаси Будды.
Литература:
Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 3–26;
Wеrnеr Е.Т.С. А Diсtiоnaгу оf Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 399–400.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 561-562.