三諦圓融 «полная гармония трех истин». Важнейшее понятие буддийской философии, разработанное в школе
тяньтай (см.
Тяньтай-цзун). Оно является дальнейшим развитием теории двух истин в ее тяньтайском варианте (см.
Эр ди). Тяньтайская теория «полной гармонии трех истин» не была новым, отличающимся от теории двух истин учением, она полностью исходила из принципов этой теории. Гл. содержанием теории трех истин была идея их единства.
Своими истоками учение о «полной гармонии трех истин» восходит к традиции школы мадхьямиков. В «Мадхьямика-шастре» говорилось о том, что все дхармы, рожденные причинностью, суть пустота, условность и срединность. Преломив онтологич. содержание данного высказывания через гносеологич. призму теории двух истин, тяньтайские адепты выдвинули три истины: истину пустоты (
кун ди), истину условности (
цзя ди), истину срединности (
чжун ди).
Истина пустоты трактовалась как абс. истина. Согласно ей, все вещи «установились» благодаря причинности, они пусты и не имеют своей природы. Эту истину называют также «истиной несуществования» (
у ди).
Истина условности (
цзя ди, букв. «искусственная») понималась как условная, или мирская, истина. Содержание ее сводилось к тому, что все вещи хотя и признаются пустыми и не имеющими своей истинной природы, тем не менее не отрицаются как не существующие вообще или не имеющие абс. существования.
Третья истина —
чжун ди — называется также «высшей истиной срединного пути». С т.зр. этой истины все вещи рассматривались одновременно и как пустота, и как условность. При этом истина срединности полагалась чем-то внешним по отношению к предыдущим двум. Она составляла с ними единство.
Все три истины пронизывают друг друга, составляя гармонию. Ни одна из них не может рассматриваться в отрыве от других. Вещи обладают условным существованием, т.к. они пусты, т.е. условность вещей определяется их пустотностью. И наоборот, они пусты, т.к. существование их условно, т.е. пустота вещей определяется их условностью. Оба этих аспекта неотделимы друг от друга и существуют одновременно, а это составляет содержание срединности. Срединность тождественна обоим, т.к. срединность — это состояние условности и пустотности. Т.о., все три истины составляют одну истину — три в одной, одна в трех. С т.зр. «полной гармонии трех истин» истинносущее не является чистым бытием, находящимся в отрыве от иллюзорного бытия. Истинный вид сущего — это сосуществование абсолютного и условного. Иначе говоря, вне иллюзорного (феноменального) нет абсолютного (истинного).
Третья — срединная истина — это истина о единстве и гармонии условного и абсолютного. Отражая это единство, она сама составляет с ними единство. Учение
сань ди юань жун, т.о., не противореча теории двух истин, не корректируя ее содержание, лишь делает акцент на единстве абс. и условной истин, на их гармонии и непротиворечивости друг другу. Единство трех истин, в свою очередь, отражает единство и гармонию мира, что является лейтмотивом учения школы
тяньтай, на к-рый ориентирует ее теория трех истин.
Литература: Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995;
Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэ цзун да и (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973;
Chen K.K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ., 1964;
Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1956.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 375-376.