菩提心論, санскр. «Бодхичитта-шастра»; вар. пер.: «Рассуждения о просветленных мыслях», «Трактат о сердцевине прозрения — бодхичитте». Буддийская сутра. Авторство сутры приписывают Нагарджуне (сер. II — сер. III в.), но скорее всего ее автором был
Амогхаваджра (Бу-кун), к-рый формально считается ее переводчиком на кит. яз. В этом небольшом по объему трактате обсуждаются трое «врат», войдя в к-рые можно обрести «просветленные мысли»: 1) «всепобеждающая истина» — отсутствие у дхарм (
фа [1]) «собственной природы», их «пустота» (шунья,
кун [1]); 2) совершение правильных деяний; 3) самадхи (
саньмэй).
Достижение «всепобеждающей истины» — основополагающее условие для вступления на путь просветления. «Правильные деяния» определяются принципом «великого сострадания». Если первые двое «врат», описанных в «Рассуждениях о просветленных мыслях», можно назвать «вратами» в
буддизм махаяны (
да шэн) вообще, то самадхи наделяется характерными для буд. эзотеризма признаками, что следует даже из его именования — «йога глубочайшей тайны». Оно достигaeтcя медитированием, объектами к-рого является санскритская буква «а», лунный круг, т.н. пять знаков, а также посредством «деяний» тела (поза, положение рук и пальцев), «деяний» рта (произнесение дхарани,
толони) и «деяний» мыслей (сосредоточение на «теле» Махавайрочаны –
Да-жи). В результате практикующий достигает самадхи, тождественного состоянию будды Махавайрочаны.
Источники:
ТСД. Т. 32. Токио, 1968.
Литература:
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1977;
Сяккэй Д. Сингон-сю коё (Очерк школы Сингон) // Цудзоку буккё какусю коё. Токио, 1899; Фо-сюэ да цыдянь (Большой словарь по буддизму). Пекин, 1984.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 552-553.