粱思成,
20.4.1901, Токио, – 9.1.1972, Пекин, — выдающийся ученый, архитектор и педагог, первый историк нац. арх-ры, старший сын
Лян Ци-чао, также прославившийся как гражданин и патриот. Академик Центральной исследовательской академии (
Чжунъян яньцзю юань) и член отделения философских и общественных наук Китайской академии наук (
Чжунго кэсюэ юань). Получил прекрасное образование. После падения империи в 1912 с родителями вернулся из японской эмиграции в Пекин, где в 1915 поступил в училище (с 1928 университет) Цин-хуа, которое в 1923 закончил с отличием. В 1924 со своей будущей (с 1928) женой Линь Хуй-инь
林徽因 (1904-1955), ставшей впоследствии архитектором и поэтом, поступил в Америке на фак-т архитектуры Пенсильванского ун-та. Там изучение античной ордерной системы, памятников европ. средневековья и Ренессанса включало восстановление чертежей старинных разрушенных зданий или завершение планов недостроенных соборов, в чем он превзошел других студентов. В 1925 получил от отца трактат
«Ин цзао фа ши» («Методы архитектуры», «Строительные стандарты», «Законы и образцы архитектуры и строительства»), повлиявший на всю его жизнь. Это был ключ к арх-ре эпохи Сун. Оригинал, составленной в 1103 чиновником сунского двора, был утерян, но копию удалось найти в 1920-х. В 1927, став магистром, Лян Сы-чэн уехал в Гарвардский университет изучать историю арх-ры, где познакомился с трудами нем. исследователя Э. Бершманна (E. Boerschmann)
и швед. искусствоведа О. Сирена
(O. Siren). Э. Бершманн совершил ряд многолетних научных экспедиций по Китаю, сделал сотни фотографий, зарисовок, чертежей, собрал ист. и лит. сведения о памятниках зодчества. На этой основе написал фундаментальные труды по кит. арх-ре, в т.ч. 3-томную «Архитектуру и религиозную культуру Китая» (1931). Два трактата О. Сирена о городских стенах, воротах и дворцах Пекина увидели свет в 1924 и 1926. В 1925 он опубликовал 4-томную «Китайскую скульптуру» и в 1930 — «Архитектуру» (как т. 4 в «Истории искусства древнего Китая»). Позднее Лян Сы-чэн отметил, что эти двое, «не зная ничего о принципах, используемых в кит. архитектуре, великолепно описали постройки Китая. Но из них двоих Сирен был лучшим. Он использовал вновь обретенный трактат „Ин цзао фа ши“, хотя и весьма поверхностно».
В марте 1928 после свадьбы вместе с Линь Хуй-инь возвратился в Китай, по пути совершив большое путешествие по Европе для осмотра архитект. памятников. Сразу же по возвращении на родину получил приглашение в Северо-Восточный ун-т в Шэньяне/Мукдене (
Шэньян дун-бэй дасюэ) — создать и возглавить первый в истории кит. педагогики фак-т арх-ры. В Китае роль архитектора была иной, чем на Западе: выбор места постройки определял не он, а геомант по системе
фэн-шуй (см. также
Геомантия); сами же здания воздвигали ремесленники — плотники и каменщики. Возможно, из-за этого вплоть до ХХ в. китайцы не предпринимали попыток изучения истории своей арх-ры. С помощью жены и двух кит. архитекторов (выпускников Пенсильванского ун-та) Лян Сы-чэн создал программу обучения по методике Поля Крэ и организовал архитект. фирму. Он спроектировал главное здание университета и исследовал архитектуру расположенных у Шэньяна могильных комплексов первых императоров дин. Цин (1644–1911). Обширный Северо-Восток оставался в то время еще неосвоенной территорией с большим потенциалом развития. Необходимость в архитект. планировании и строительстве была огромной. Молодые архитекторы оказались вовлечены в процесс преподавания и разработки городских проектов, архитект. планов, наблюдения за строительством. Но эта деятельность прекратилась в 1931, когда яп. войска оккупировали сев.-вост. провинции Китая.
В 1931 Лян Сы-чэн перебрался в Пекин и стал одним из руководителей Общества изучения архитектуры и строительства Китая (
Чжунго ин-цзао сюэшэ), что на многие годы определило направление его науч. деятельности. Общество основал в Пекине в 1930 политик, предприниматель и ученый со степенью
цзюй жэнь (см.
Кэ цзюй), создатель первого китайского музея Чжу Ци-лин
朱启钤 под влиянием интереса к «Ин цзао фа ши». Уникальная находка и ее переиздание по инициативе Чжу Ци-лина вызвали сенсацию в науч. кругах. Для изучения трактата был создан небольшой кружок ученых-книжников, не обладавших профессиональными знаниями в арх-ре, поэтому Чжу Ци-лин неск. месяцев уговаривал Лян Сы-чэна вступить в Общество и направлять его деятельность. Лян Сы-чэн подытожил свои ранние исследования трактата, но смысл множества технич. терминов оставался неясен. Оказалось, что «единственные доступные источники информации — сами постройки, а единственные учителя — ремесленники». В 1932 он руководил реставрацией
Вэнь-юань-гэ 文渊阁 (Палата культурных глубин) в императорском дворце
Гугун и обратился к опыту ремесленников, строивших и поддерживавших в порядке дворцовые сооружения, в большинстве своем перестроенные в эпоху Цин. Выпущенное тогда руководство «Цин гун-бу гун-чэн цзо-фа цзэ-ли»
清工部工程做法則例 («Правила и примеры инженерно-строительных действий цинского министерства [общественных] работ», изд. 1734) изобиловало теми же непонятными терминами, к-рые старым ремесленникам достались по наследству в устной передаче. С помощью пекинских мастеров Лян Сы-чэн определил многие сорта древесины, разобрался в деталях строительных конструкций, приемах и последовательности строительства, расшифровал правила этого рук-ва. В 1932 результаты исследований отразил в рукописи своей первой кн. «Цин-дай ин-цзао цзэ-ли»
清式營造則例 («Архитектурно-строительные правила и примеры эпохи Цин», изд. 1934; Пекин, 1981), где объяснил существенные отличия цинского строительного трактата от сунского, а также в публикации в трех номерах ежеквартального «Вестника Общества изучения архитектуры и строительства Китая» («Чжунго ин-цзао сюэшэ хуйкань»)
под названием «Ин-цзао суань-ли»
營造算例 («Примеры архитектурно-строительных расчетов») посвященных архитектуре и строительству отредактированных частей обширного собрания рукописей «Цин-дай цзян-цзо цзэ-ли»
清代匠作則例 («Правила и примеры ремесленной работы эпохи Цин»).
Осознав, что ключ к пониманию «Ин цзао фа ши» лежит в изучении сохранившихся зданий эпохи Сун, обратился к полевым исследованиям. Образцов ранней арх-ры в больших городах оставалось относительно немного из-за войн, разрушительных конфликтов и пожаров. Поиск требовал осмотра маленьких городков, сел и отдаленных храмовых комплексов. Вместе с супругой он наметил по картам маршруты, основываясь на сообщениях в местной печати. В местных хрониках упоминались старинные храмы, пагоды и др. сооружения, являвшиеся гордостью каждого р-на, но их датировки не всегда соответствовали действительности. Часто здания оказывались перестроенными или вовсе уничтоженными. Несмотря на это, путеводители помогали обследовать большие территории и даже целые провинции. Нек-рые открытия были сделаны даже на основе сбора и анализа устных преданий, упоминаний в традиц. песнях.
Во время экспедиций использовались измерительные ленты для обмеров строительных элементов и определения их точного расположения. Эти измерения и записи служили основой для начертания планов строений, вертикальных разрезов, чертежей отдельных частей и, в особых случаях, для изготовления макетов. Лян Сы-чэн лично осматривал все объекты, делая снимки наиб. важных деталей, чтобы добавить их к ранее снятым общим видам. Для установления размеров и фотофиксации часто приходилось возводить временные помосты и леса. Надписи на каменных стелах, стоящих в галереях и дворах храмов, отражающие время и обстоятельства возведения и перестроек зданий, копировались. Вся информация заносилась в блокноты и отправлялась в Пекин для дальнейшей обработки и публикации.
Вершиной поисков тех лет стало открытие 7.7.1937 буд. храма в мон. Фогуансы, построенного в 857. Этот памятник, расположенный глубоко в горах Утайшань сев. части пров. Шаньси, простоял в хорошем состоянии более тысячи лет и, как предположил Лян Сы-чэн, был старейшей деревянной постройкой, дотоле найденной в Китае, и первым обнаруженным зданием эпохи Тан. Он назвал этот храм «первым сокровищем ордерной системы» кит. арх-ры. Все открытия публиковались в «Вестнике Общества». Здания подробным образом описывались и иллюстрировались фотографиями и рисунками, в таблицах давались пояснения на англ. яз.
В 1930-х историки кит. архитектуры под рук-вом Лян Сы-чэна практически открыли для страны ее собств. архитектуру. В 1941 он подытожил результаты полевых исследований: «За последние 9 лет Общество изучения архитектуры и строительства Китая, сотрудником к-рого я являюсь, отправляло дважды в год на два-три месяца небольшие группы полевых рабочих под рук-вом одного из членов исследовательского отдела для прочесывания страны в поисках памятников древности. Их конечной целью было составление истории кит. архитектуры, предмета, которого так и не коснулись ученые прошлого. В книгах мы смогли найти немногое или вообще ничего не нашли; нам приходилось буквально охотиться за нужными образцами. К данному моменту мы объехали более 200 уездов в 15 провинциях и изучили более двух тыс. памятников архитектуры. Как глава отдела технич. исследований я имел возможность посетить большинство этих мест лично. Мы еще очень далеки от нашей цели, но все-таки собрали великий по своему значению материал».
В 1936 Лян Сы-чэн познакомился с американским архитектором К. Стейном (C. Stein), занимавшимся планированием градостроительства, что побудило его также заинтересоваться этой деятельностью. В годы Войны сопротивления Японии (1937-1945) с членами Общества переехал в Куньмин (пров. Юньнань), а затем в поселок Личжуан в пригороде Ибиня (пров. Сычуань), где сохранившееся скромное здание Общества с 2006 признано национальным культурным достоянием. Там он исследовал местные памятники, работал над «Историей китайской архитектуры» («Чжунго цзяньчжу ши», 1942-1944) и писал по-английски с помощью жены «Иллюстрированную историю китайской архитектуры» («A Pictorial History of Chinese Architecture»). Чтобы проиллюстрировать эти книги, вместе с сотрудниками, используя фотографии и сделанные в экспедициях измерения, выполнил ок. 70 больших рисунков — планов, разрезов и чертежей отдельных частей изученных важнейших памятников. Эти рисунки также стали фундамент. вкладом в науку.
В «Иллюстрированной истории китайской архитектуры» представлена остающаяся до сих пор единственной в кит. науке историко-типологическая классификация арх-ры каменных пагод (
бао-та): «период простых форм / квадратного плана» (ок. 500–900), «период совершенствования / восьмиугольного плана» (ок. 1000–1300) и «период многообразия» (ок. 1280–1912). В ней указаны инд. и кит. прототипы памятников и показана эволюция каждого типа. Эта архитект. схема остается уникальной не только для кит., но и мировой науки.
В 1945 Лян Сы-чэн вернулся в Пекин и стал деканом архитектурного факультута университета Цин-хуа. В 1946 по финансовым причинам прекратилась работа Общества, а он как приглашенный профессор Йельского ун-та и почетный профессор Принстонского ун-та отправился в США, взяв с собой для дальнейшей работы уцелевшие отпечатки фотографий, снятых во время экспедиций, рисунки и текст «Иллюстрированной истории китайской архитектуры». Помимо преподавания участвовал в разработке проекта здания ООН вместе с небольшой группой всемирно известных архитекторов. Из-за болезни Линь Хуй-инь в 1947 спешно вернулся домой, где попал в гущу ист. событий.
В 1948 войска
Чан Кай-ши в Пекине и Тяньцзине были окружены Национально-освободительной армией и ожесточенно сопротивлялись, вследствие чего
Мао Цзэ-дун отдал распоряжение об обстреле обоих городов. Узнав об этом, Лян Сы-чэн написал ему письмо с призывом не уничтожать уникальные памятники двух старинных центров культуры. Одновременно обратился к генералу чанкайшистов Фу Цзо-и, убеждая его также не доводить дело до разрушения городов. Войска ушли без сопротивления, Пекин и Тяньцзинь не пострадали.
В 1950 пр-во КНР обратилось к нему с предложением возглавить работы по городскому планированию, реконструкции зданий и консультировать по др. архитектурным вопросам. Даже серьезно больная Линь Хуй-инь участвовала по требованию пр-ва в этой работе до самой своей смерти. В 1959 он вступил в КПК, а в 1962 женился на Линь Чжу
林洙. В 1963 закончил работу над комментированным текстом «Ин цзао фа ши» («Инцзао фа ши чжу ши»
營造法式註釋), но из-за сложившейся тогда обстановки в стране его публикация университетом Цин-хуа состоялась только посмертно в 1980. В годы
«культурной революции» (1966–1976), когда началось повсеместное уничтожение памятников старины, Лян Сы-чэн неоднократно вставал на их защиту. Это вызвало травлю ученого, умершего в разгар «культурной революции».
Оставленные им в Америке фотографии и рисунки так и не вернулись к нему при жизни, в силу разных обстоятельств отправленная ему посылка с рукописью застряла в Сингапуре, где ее в 1980 разыскала и в 1984 издала в США его коллега и старинная знакомая Вилма Фэрбэнк (Wilma Fairbank), жена знаменитого амер. синолога Д.К. Фэрбэнка (1907-1991). Во время свадьбы этой пары в Пекине в 1932 именно Лян Сы-чэн придумал им китайские имена: ему – Фэй Чжэн-цин
費正清, ей - Фэй Вэй-мэй
費慰梅. Рукопись была выслана в Пекин и присоединена к бесценному архиву Лян Сы-чэна на архитектурном ф-те ун-та Цин-хуа, где он многие годы преподавал. В 2001 «Иллюстрированная история китайской архитектуры» увидела свет на кит. яз. в переводе его сына проф. Пекинского университета Лян Цун-цзе
梁從誡 (род. 1932).
Источники:
Лян Сы-чэн. Ин цзао фа ши чжу ши («Законы и образцы архитектуры и строительства» с комментариями и толкованиями). Пекин, 1980;
Лян Сы-чэн. Тусян Чжунго цзяньчжу ши (Иллюстрированная история китайской архитектуры) / Сост. Фэй Вэй-мэй (В. Фэрбэнк), пер. Лян Цун-цзе. Сянган/Гонконг, 2001;
Лян Сы-чэн цюань цзи (Полное собрание [сочинений] Лян Сы-чэна). Т. 1-10. Пекин, 2004;
Лян Сы-чэн. Чжунго цзяньчжу ши
(История китайской архитектуры). Тяньцзинь, 2009;
Лян Сы-чэн. Архитектурное наследие Китая и наши задачи // Народный Китай. 1952, № 24, с. 17-18, 23-26;
то же // Сов. архитектура. Сб. 5. 1954, с. 70-74;
он же. Великие традиции и наследство архитектуры Китая // Архитектура в СССР. 1953, № 8, с. 22-30;
Liang Ssu-cheng. A Pictorial History of Chinese Architecture: A study of the development of its structural system and the evolution of its types / Ed. W. Fairbank. Cambr. (Mass.), 1984;
Литература:
Ван Цзюнь. Чэн цзи (Записки о городе). Сянган/Гонконг, 2003;
Го Дай-хэн, Гао И-лань, Ся Лу. Идай цзунши Лян Сы-чэн (Корифей эпохи Лян Сы-чэн). Пекин, 2006;
Линь Чжу. Цзяньчжу ши Лян Сы-чэн (Мастер архитектуры Лян Сы-чэн). Пекин, 1996;
она же. Лян Сы-чэн Линь Хуй-инь юй во (Лян Сы-чэн, Линь Хуй-инь и я). Пекин, 2004;
Ян Юн-шэн. Цзяньчжу у цзунши (Пять патриархов архитектуры). Тяньцзинь, 2005;
Boerschmann E. Die Baukunst und religiose Kultur der Chinesen. Vol. I–III. B., 1931;
Fairbank W. Liang and Lin: Partners in Exploring China’s Architectural Past. Philadelphia, 1994;
Wong S. Lin Huiyin and Liang Sicheng as Architectural Students at the University of Pennsylvania (1924-27) // Planning and Development. 2008.Vol. 23, No. 1, p. 75-93;
Siren O. Chinese Sculpture. Vol. I–IV. N.Y., 1970.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 649-652.