理事 «принципы» – «дела/вещи». Понятийная оппозиция, введенная мыслителем школы
сюань-сюэ Ван Би (III в.) и впоследствии обозначившая основное положение философии буддийской школы
хуаянь (см.
Хуаянь-цзун) о сущностном единстве абс. и феноменального бытия.
В философии
хуаянь под «принципами» (
ли [1]) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм (см.
Фа [1]).
Ли [
1] отождествляется с универсальным «телом будды» (санскр. дхармакая, кит.
фа шэнь), к-рое именуется также «принципом — телом будды» (
ли фо шэнь), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом — «[основанной на] принципе природы будды» (
ли фо син). Под «делами/вещами» (
ши [
3]) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары (
лунь хуй), т.е. «сущее».
Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны (см.
Непань), философы школы
хуаянь —
Ду-шунь (VI–VII вв.),
Фа-цзан (VII–VIII вв.),
Цзун-ми (VIII–IX вв.) и др. выдвинули положение не только о субстанциальной общности
ли [
1] и
ши [
3], но и о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и дел/вещей» (
理事無礙 ли ши у ай), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов «единого сознания [будды]» (
и синь). Это учение дополняется мыслителями
хуаянь положением о «беспрепятственном [взаимопроникновении] всех дел/вещей» (
ши ши у ай). Оно обосновывается авторитетом индийской «Гандавьюха-сутры», входящей в «Аватамсака-сутру» («Хуа янь цзин»). Гл. «О вхождении в дхармадхату» (кит. «Жу фа цзе пинь») этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины «беспрепятственного [взаимопроникновения]» определяют специфику философии школы
хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом.
Учение о
ли – ши, содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд.
буддизма в категориях традиционной китайской философии.
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 238–245;
Янгутов Л.Е. Философское учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982;
Chang G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park — London, 1971.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 316.