關帝,
Гуань-диГуань-гун (Князь Гуань), Гуань Юй, Гуань Юнь-чан. В китайской народной мифологии и в позднем офиц. культе бог войны, а также воспетый бог богатства. В основе образа Гуань-ди реальный военачальник Гуань Юй (160–219), прославившийся бесстрашием и верностью своему побратиму — правителю Лю Бэю. Слава Гуань Юя впоследствии переросла в настоящий культ религ. типа. Возникли легенды о его чудесном рождении из крови казненного Нефритовым государем
Юй-ди дракона (
лун), к-рую набрал в свою чашу буд. монах. По др. версии, перед рождением Гуань-ди над домом его родителей кружил дракон. Он обладал настолько буйной, неистовой силой, что родители заперли его в пустом домике в саду, но он сбежал и совершил свой первый подвиг, убив начальника уезда, творившего произвол. Чтобы стража не узнала его и не могла схватить как убийцу, Гуань-ди вымыл лицо водой из источника, и оно сразу же стало темно-красным (по др. версии, лицо его было красным от рождения, т.к. чашу с кровью дракона, где шло превращение, открыли на день раньше срока). Гуань-ди жил продажей соевого сыра (
доу-фу), поэтому торговцы
доу-фу почитали его своим богом-покровителем.
Почитание Гуань Юя началось, видимо, вскоре после его смерти, но храмы в его честь известны лишь по сочинениям VII–IX вв. В VII в. буддисты стали изображать его в качестве грозного стража в своих монастырях, а даосы вслед за этим в нач. IX в. объявили о перенесении духа Гуань-ди на его родину, в Цзечжоу. Ему приписывали способность отвращать демонов.
В 1102 император Хуй-цзун пожаловал Гуаню титул верного и мудрого князя, а в 1110 — истинного владыки, приносящего мир. В 1128 император Гао-цзун пожаловал ему еще один почетный титул, и в это время были установлены офиц. жертвоприношения в его честь. При дин. Мин в 1594 ему официально был присвоен титул
ди — «государя». Гуань-ди стал почитаться в качестве могучего бога войны. Его именовали также У-ди — воинственным государем. В 1856, после того как Гуань-ди будто бы появился в небе и помог правительственным войскам одолеть тайпинов, цинский император Сянь-фэн пожаловал ему титул
шэн (совершенномудрого), к-рый до этого носил
Конфуций.
По повелению императора изображения Гуань-ди должны были висеть в каждом воинском шатре и использовались солдатами как талисманы. В 1916 президент Юань Ши-кай вновь офиц. декретом подтвердил необходимость принесения всеми чиновниками жертв Гуань-ди, но в храмах Гуань-ди были сделаны нек-рые изменения.
Если ранее он изображался обычно сидящим в центре с любимой книгой — летописью
«Чунь цю» («Вёсны и осени») Конфуция в руках, а сбоку стояли с оружием его помощник военачальник Чжоу Цан и приемный сын Гуань Пин, то теперь рядом c Гуань-ди помещали изображение полководца XII в. Юэ Фэя, а по обеим сторонам изображения шли таблички с именами 24 знаменитых военачальников.
Культ Гуань-ди в старом Китае был сложен и чрезвычайно популярен. Было известно 1600 гос. храмов Гуань-ди и более 1000 мелких (XIX в.). Его чтили и
буддисты, и
даосы, и
конфуцианцы, и простые крестьяне, исповедовавшие своеобразную синкретическую религию, соединявшую все эти три учения с архаическими местными верованиями. У буддистов была распространена версия об обращении Гуань-ди в буддизм одним монахом VI в., у даосов в X в. появилась легенда о том, как Гуань-ди, почитавшийся в то время покровителем одной из сект, возглавил небесное воинство, занял пять священных пиков (см.
У юэ) и убил в бою мифического мятежника
Чи-ю. Так произошло сюжетное соединение героев древнекит. мифологии (Чи-ю и др.) и Гуань-ди как божества ср.-век. культа. Конфуцианцы чтили Гуань-ди как покровителя ученых-литераторов, что, видимо, связано с рассказами о его особой любви к книге «Чунь цю». Горожане, особенно торговцы, почитали его в качестве военного бога богатства (ср.
Би-гань), его изображения висели в лавках, ему клялись, создавая дело на паях. В деревне его почитали и как бога — заступника, исцелителя от болезней, даже бога — подателя дождя. По крестьянским поверьям, он появляется у постели больного, дает ему золотые пилюли, кладет руку на тело и тот выздоравливает. В деревенских храмах, где он почитался как божество дождя, его изображали завернутым в тигристо-золотистое одеяние, к-рое будто бы было дано ему некогда, чтобы остановить наводнение.
В народе вообще его называли
лао-е — «господином», вкладывая в это понятие максимум почтения, а иногда даже Гуань-ди , т.е. бодхисаттва
пуса Гуань-ди на буд. манер. Жертвоприношения Гуань-ди совершались в 15-й день 2-й луны и 13-й день 5-й луны, а курения в его честь зажигались в 15-й день каждой луны. Культ Гуань-ди имел и локальные особенности: на западе Китая он нередко приближается к местному божеству, на юге он больше бог богатства (один из
цай-шэней). По нек-рым данным, культ его менее распространен в нижнем течении Янцзы (где находилось царство У, с которым воевал Гуань-ди). В Гонконге ему поклоняются полицейские (белому Гуань-ди) и грабители (черному Гуань-ди).
Гуань-ди почитался также в сопредельных странах, напр. в Корее, где в XVI в. существовало более 10 храмов Гуань-ди (королевство Квану), часть из них была построена по правительственному распоряжению. Культ Гуань-ди был популярен у маньчжуров. По преданию, объединитель маньчжурских племен Нурхаци просил китайского императора Шэнь-цзуна (1572–1620) прислать ему изображение бога-покровителя. Тот послал фигурку Гуань-ди. Нурхаци показалось, что лицо Гуань-ди напоминает лицо его отца, и он объявил Гуань-ди покровителем своей династии (Цин). После завоевания маньчжурами Монголии, Вост. Туркестана и Тибета там появились храмы Гуань-ди. Ламы (монголы, тибетцы) отождествили его с защитником буддизма Джамсараном, а простые монголы отождествляли храмовые изображения Гуань-ди с героем эпоса Гесером. В XVIII в. появился и ряд апокрифических ламаистских сочинений на тибет. яз., доказывавших тождество Гуань-ди и Джамсарана (к-рый, как и Гуань-ди, изображался с ярко-красным лицом). Гуань-ди будто бы прибыл в Тибет в VII в. вместе с кит. принцессой, выданной замуж за тибет. царя, в качестве ее духа-покровителя. По-тибетски Гуань-ди именовался Рин-ринг-гьелпо (Sprin-riṅ-rgyal-po) — «царь длинное облако», от его прозвища Юнь-чан («длинное облако»).
Существовал также культ его сподвижников (Чжоу Цана и др.). В храмах, напр. даосских, ставилось и изображение коня Гуань-ди по кличке Читу («Красный заяц»). Особую магическую роль прорицателя предписывали Гуань-ди гадатели. Гадание в храмах Гуань-ди по жребию считалось весьма действенным.
Литература: Алексеев В.М. Китайский культ бога Гуаня. Л., 1926;
он же. Китайская народная картина. М., 1966, указ.;
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. СПб., 1907, вып. 6, с. 12–13;
Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае. М., 1970;
Хуан Xуа-цзе. Гуань-гун жэньгэ юй шэньгэ (Гуань-гун человек и бог). Тайбэй, 1972;
Ли Фу-цин (
Рифтин Б.Л.). Гуань-гун чуаньшо юй «Сань го яньи» (Предания о Гуань-гуне и эпопея «Троецарство»). Тайбэй, 1997; 1999 (библиог., с. 331–358);
Ху Сяо-вэй. Чжунго вэньхуа ши яньцзю. Гуань Юй синьян силе (Исследования по истории китайской культуры. Серия «Верования, связанные с Гуань Юем»). Гонконг, Кэхуа тушу гунсы. 2005. Т. 1–5;
Иноуэ Ититамэ. Кану сибё-но юрай нараби хэнсэн (Происхождение и распространение храмов Гуань Юя) // Сирин. 1941. Т. 26, № 1;
Dore H. Researches into Chinese superstitions. Shanghai, 1920. Pt. 2, vol. 6.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 420-422.