唯識宗 школа только сознания. Течение китайского буддизма, восходящее к одной из систем классической буддийской философии — виджнянавады — йогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители
буддизма махаяны Асанга и Васубандху (IV–V вв.). В Китае их доктрины получили распространение в V–VI вв. в рамках школ
дилунь и
шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху «Дашабхумика-сутра-шастра» («Ши ди цзин лунь» — «Шастра сутры десяти земель») и Асанги — «Махаяна-санграха-шастра» («Шэ да шэн лунь» — «Сводные сведения о махаяне»). В VII в. школа
шэлунь была реформирована Куй-цзи, учеником знаменитого буддийского паломника и переводчика
Сюань-цзана. Опираясь на комментарии индийского философа Дхармапалы (VI в.), Сюань-цзан и Куй-цзи создали наиболее значит. версию учения
вэйши, ставшую теоретической основой
вэйши-цзун, к-рая получила также название
фасян-цзун (школа свойств дхарм).
Мыслители
вэйши-цзун разработали философскую концепцию, основанную исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буддийской «феноменологии сознания». В китайской виджнянаваде резко усилилась идеалистическая тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна, кит.
ши [
4]).
Вэйши-цзун выделяет «восемь [видов] сознания» (см.
Ба ши), восьмой из к-рых — алая-виджняна (
алайе ши,
цзан ши — «сознание-сокровищница», «абс. сознание») — рассматривается в качестве субстрата и источника всех др. видов сознания. «Сознание-сокровищница» порождает комбинации дхарм (см.
Фа [1]), образующие «вещи и явления» (
сян у), в т.ч. эмпирические личности. В алая-виджняну заложены некие «отпечатки» опыта (санскр. васана, кит.
сюнь си) — кармические впечатления, или «семена» (санскр. биджа, кит.
чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармической активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых «впечатлений-семян», закладываемых в алая-виджняну. Цель религиозной практики
вэйши-цзун — «очищение» алая-виджняны от «впечатлений-семян» и предотвращение поступления в нее новых «впечатлений». Пребывание «очищенного» в процессе медитации и аскезы «абс. сознания» в собств. «чистой» (
цин [
1]) и «спокойной» (
цзин [
2]) природе считается, по учению
вэйши-цзун, нирваной (см.
Непань).
Вэйши-цзун доктринально противостоит
фасин-цзун (школа сущности дхарм), т.к. не признает наличия «сущности будды» (
фо син; см.
Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусственное ее создание посредством религиозной практики, а также отрицает «пустотность» (
кун [1],
син кун) дхарм как основу и содержание бытия.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 216–231;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;
Ленков П.Д. Философия сознания в Китае: Буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006;
Vallée Poussin, de la L. Note sur l’Alayavijnana // Mélanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 190.