Синология.Ру

Тематический раздел


Вэйши-цзун

唯識宗 школа только сознания. Течение китайского буддизма, восходящее к одной из систем классической буддийской философии — виджнянавады — йогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанга и Васубандху (IV–V вв.). В Китае их доктрины получили распространение в V–VI вв. в рамках школ дилунь и шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху «Дашабхумика-сутра-шастра» («Ши ди цзин лунь» — «Шастра сутры десяти земель») и Асанги — «Махаяна-санграха-шастра» («Шэ да шэн лунь» — «Сводные сведения о махаяне»). В VII в. школа шэлунь была реформирована Куй-цзи, учеником знаменитого буддийского паломника и переводчика Сюань-цзана. Опираясь на комментарии индийского философа Дхармапалы (VI в.), Сюань-цзан и Куй-цзи создали наиболее значит. версию учения вэйши, ставшую теоретической основой вэйши-цзун, к-рая получила также название фасян-цзун (школа свойств дхарм).
 
Мыслители вэйши-цзун разработали философскую концепцию, основанную исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буддийской «феноменологии сознания». В китайской виджнянаваде резко усилилась идеалистическая тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна, кит. ши [4]). Вэйши-цзун выделяет «восемь [видов] сознания» (см. Ба ши), восьмой из к-рых — алая-виджняна (алайе ши, цзан ши — «сознание-сокровищница», «абс. сознание») — рассматривается в качестве субстрата и источника всех др. видов сознания. «Сознание-сокровищница» порождает комбинации дхарм (см. Фа [1]), образующие «вещи и явления» (сян у), в т.ч. эмпирические личности. В алая-виджняну заложены некие «отпечатки» опыта (санскр. васана, кит. сюнь си) — кармические впечатления, или «семена» (санскр. биджа, кит. чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармической активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых «впечатлений-семян», закладываемых в алая-виджняну. Цель религиозной практики вэйши-цзун — «очищение» алая-виджняны от «впечатлений-семян» и предотвращение поступления в нее новых «впечатлений». Пребывание «очищенного» в процессе медитации и аскезы «абс. сознания» в собств. «чистой» (цин [1]) и «спокойной» (цзин [2]) природе считается, по учению вэйши-цзун, нирваной (см. Непань). Вэйши-цзун доктринально противостоит фасин-цзун (школа сущности дхарм), т.к. не признает наличия «сущности будды» (фо син; см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусственное ее создание посредством религиозной практики, а также отрицает «пустотность» (кун [1], син кун) дхарм как основу и содержание бытия.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 216–231; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Ленков П.Д. Философия сознания в Китае: Буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006; Vallée Poussin, de la L. Note sur l’Alayavijnana // Mélanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 190.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.