書經 «Канон [исторических, документальных] писаний», «Книга истории/преданий/документов»; др. назв. — «Шан шу» («Почтенные писания»). Один из наиболее почитаемых древнекитайских письменных памятников, в кач-ве канона (
цзин [1]; см.
Цзин - вэй) входящий в конфуцианские своды классической лит-ры
«У цзин» [1] («Пятиканоние») и
«Ши сань цзин» («Тринадцатиканоние»). Собрание записей преданий, сказаний, мифов, их историзованных версий, исторических событий, правительственных обращений, организац. распоряжений, поучений сановникам и т.п. Историзованный материал охватывает период примерно с XXIV по VIII в. до н.э. Тексты «Шу цзина», первоначально называвшегося просто «Шу» («Писания», или «Книга»), представляют разные эпохи и, возможно, культуры. Древнейшие, наиболее лаконичные и примитивные фрагменты, видимо, фиксируют формулировки из практики гаданий, касавшиеся грядущих событий.
Составление и обработка «Шу цзина» традиционно приписываются
Конфуцию. Тексты «Шу цзина» были уничтожены в пер. правления династии Цинь (221–207 до н.э.) и в 178 до н.э. частично восстановлены (29
пяней — глав) благодаря устной передаче Фу Шэном. Этот вариант известен как «Цзинь вэнь Шан шу» («”Почтенные писания” в современных знаках», т.е. записанные иероглифами реформированного начертания). Около 154 до н.э. якобы были найдены части «Шу цзина», записанные дореформенными иероглифами. На основе дешифровки этих текстов и их сопоставления с вариантом Фу Шэна один из потомков Конфуция Кун Ань-го составил 25
пяней «Гу вэнь Шан шу» («”Почтенные писания” в древних знаках»), снабдив комментариями. К III в. варианты «Шу цзина» были вновь утеряны и около 320 г. опубликованы Мэй Цзэ как версия Кун Ань-го. В XII в.
Чжу Си высказал сомнения относительно аутентичности текста, представленного Мэй Цзэ. В каноноведении (см.
Цзин-сюэ) XIV–XIX вв. возобладало мнение, что часть «Шу цзина», записанная иероглифами старого стиля, сфальсифицирована Мэй Цзэ, а часть, переданная «современными знаками», аутентична. Ныне текст «Шу цзина», представленный в «Ши сань цзин чжу шу» («”Тринадцатиканоние” с комментариями и толкованиями» (гл. составитель Жуань Юань, кон. XVIII — нач. XIX в.), содержит 58
пяней «современного» и «древнего» письма, 33 из к-рых признаны несомненно аутентичными.
В памятнике нашли отражение мировоззренч., религиозные и протофилос. представления, к-рые в VI–III вв. до н.э. легли в основание учений различных филос. школ, в часности идей почитания предков, влияния Неба на судьбы людей и гос. власти (см.
Сань цай), взаимосвязи гармонии в об-ве и природе. Преобладание конфуцианских положений в «Шу цзине» объясняется, видимо, редакторским вмешательством в текст ученых-конфуцианцев.
Особым вниманием комментаторов пользовалась гл. «Хун фань» — «Великий/Величественный план/закон/образец», одна из наиболее философичных частей «Шу цзина», в к-рой сформулированы преимущественно конф. принципы гос. управления и требования к правителю, критерии оценки человеч. качеств, представления о систематизации природных явлений, выявлении их закономерностей. Принципы поддержания обществ. порядка изложены по девятеричной схеме
цзю чоу, отражающей представления о высших сакральных «небесных» ценностях («совершенное» число 9 в китайской нумерологии
сяншучжи-сюэ соответствует небу как высшему природному началу) и гармоничном устроении универсума. В «Хун фане» установлена иерархия «восьми гос. дел» (
ба чжэн), ставшая канонич. для последующей конфуцианской мысли: продовольствие; товары (торговля); жертвоприношения; обществ. работы; культовая практика и просвещение; юридич. сфера («суд и наказания»); дипломатия («правила приема гос. гостей»); военное дело. Гл. «моральные качества» («три добродетели» —
сань дэ; см.
Дэ [1]) правителя сводятся к «[умению делать вещи] правильными и прямыми» в обстановке «мира и спокойствия»; «[умению] быть твердым» с непокорными и умению быть «мягким» с покорными подданными, а также «знатными и просвещенными». Гл. условие «умиротворения» народа — «высшее совершенство» самого правителя, выраженное в наличии у него «пяти благ» («пять [проявлений] счастья» —
у фу), к-рыми он может «одарить» народ: долголетие (
шоу), богатство (
фу), «[телесное] здоровье и спокойствие [духа]» (
кан нин), «любовь к целомудрию» (
ю хао дэ) и «спокойная кончина, завершающая жизнь» (
као чжун мин). Легистские тенденции (см.
Легизм) просматриваются в акценте на исключительное право государя определять «счастье» («благо», «благосостояние») своих подданных (награждать, повышать в должности и т.п.), «внушать страх к власти» и питаться «изысканными яствами» (нижестоящих же подобные права неизбежно развратят и приведут к смуте). Достойное поведение правителя способно обусловить регулярность природных процессов, а стихийные бедствия — следствие его пороков. В «Хун фане» фиксируется корреляция «пяти элементов/фаз» (
у син) (вода, огонь, дерево, металл, земля) — с пятью «вкусами» — соленым, горьким, кислым, острым и сладким, закрепившаяся в медицинских нумерологич. схемах до наст. времени. Далее развивается связь «пяти элементов/фаз» с пятью человеч. способностями («пять дел» —
у ши): внешним обликом, речью, зрением, слухом, мышлением — каждому из к-рых должно быть присуще опр. качество: достоинство, следование [истине], острота, тонкость и проницательность. В свою очередь эти качества связаны с более широкими характеристиками личности. — строгость [поведения], аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость (
шэн [1]). В пятеричной системе представлены также «пять основ времени» (
у цзи [2]), т.е. астрономо-астрологических и календарных вычислений: год, месяц, день, созвездия и знаки зодиака, счисления для установления календаря. Аналогичной структуре подчинена классификация счастливых и несчастливых предзнаменований, а также принципов применения мантической практики при принятии гос. решений.
Из средневековых комментариев к «Хун фаню» наиболее известен труд
Ван Ань-ши (XI в.), в к-ром он под видом толкования древнего памятника изложил собственные философ. и социально-политич. взгляды. Самые авторитетные комментарии к «Шу цзину» — «Шан шу чжэн и» («Правильный смысл „Почтенных писаний“») Кун Ин-да (кон. VI — VII в.), «Шу цзин цзи цзе» («Сводные толкования „Канон [исторических] писаний“ с собранием разъяснений») Цай Шэня (XII — нач. XIII в.).
Наиболее полный свод комментариев к «Шу цзину» за пер. со II в. до н.э. по X в. н.э. составил Сунь Син-янь (XVIII — нач. XIX в.): «Шан шу цзинь гу вэнь чжу шу» («„Почтенные писания“ в современных и древних знаках с комментариями и толкованиями»). Имеются переводы на англ. (J.Legge, 1861; B.Karlgren, 1950), латынь и фр. (S.Couvreur, 1897), а также 3 глав на рус. яз. (С.Кучера, 1972).
Источники: Шан шу чжэн и (Правильный смысл «Почтенных писаний») // Ши сань цзин чжу шу (Тринадцатиканоние с комментариями и толкованиями). Т. 3–4. Пекин–Шанхай, 1957;
Дай Цзюнь-жэнь. Янь Мао Гувэнь Шан шу гунъань (Исследование Янь [Жо-цюем] и Мао [Ци-лином] «Почтенных писаний» в древних знаках). Тайбэй, 1963; Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 100–113; Chou king, texte Chinois/Avec une double traduction en Français et en Latin des annotation et un vocabulaire par S. Couvreur. Hien hien, 1897;
Karlgren B. The Book of Documents (The Shang Shu, or Shu King). Stockh., 1950.
Литература: Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. М., 1981;
Чжао Нюлань. Историзация китайских мифов в «Шу цзине» // Научные труды. Вопросы языка и литературы. М., 1973;
она же. Некоторые проблемы изучения «Шу цзина» // ТПЛИДВ. М., 1977;
она же. О главе «Дары Юя» («Юй гун») в «Книге преданий» («Шан шу») // XI НК ОГК. Ч. 1. М., 1980;
Nikkilä P. Early Confucianism and Inherited Thought in the Light of Some Key Terms of the Confucian Analects. Vol. 1.: The Terms in Shu Ching and Shih Ching. Helsinki, 1982.
См. также материалы в рубрике
Шу цзин на сайте.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 626-628.