麒麟,
ци-линь,
линь.
ЦилиньВ древнекитайской мифологии чудесный зверь — единорог. По аналогии с
фэн-хуан,
цилинь истолковывается как соединение двух понятий:
ци — «самец-единорог» и
линь — «самка». Существуют различные описания
цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаич. принципу уподобления отд. частей
цилиня частям тела реальных животных: у
цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по др. версиям — бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зеленые
цилини). Когда
цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки; он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По нек-рым представлениям,
цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах
цилинь часто упоминается наряду с оленями (см.
Бай-лу) как их своеобразный вожак.
Цилинь считался главным из всех зверей (наряду с
фэн-хуаном — главным среди птиц). Отлич. признаком
цилиня является его неострый рог, к-рым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают
цилиня как воплощение морально-этической категории —
жэнь [2] («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у
цилиня одного рога: по одним — это символ объединения страны в единое гос-во, по др.— символ единовластия государя.
ЦилиньВ даос. преданиях на белых
цилинях ездят бессмертные (
сянь [1]), свита
Си-ван-му. В древности существовало много легенд о появлении и поимке
цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали
линя», вошедшими в поговорку, заканчивает
Конфуций свою летопись
«Чунь цю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление
цилиня несло с собой умиротворенность и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. VI в.), рождению Конфуция предшествовало появление
цилиня, к-рый исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление
цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение нек-рых царств). В нар. верованиях
цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба
цилинь приносит сына — традиц. сюжет благопожелательных лубков (
нянь хуа), нар. вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа
цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе япон. ученого Идзуси Ёсихико, образ
цилиня развился на основе представлений об олене.
Источники: Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона). Тайбэй, 1971, с. 41–72.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 702.