陶弘景, Tao Тун-мин
陶通明, Хуаян сянь-шэн
華陽先生 («Учитель из Хуаян»), Хуаян иньцзю
華陽隱居 («Сокрывшийся в Хуаян»). 456, Данъян (совр. пров. Цзянсу), — 536.
Тао Хун-цзинПатриарх даос. школы шанцин (см.
Шанцин-пай), ученый-естествоиспытатель, алхимик (см.
Алхимия китайская) и врач. Выходец из потомств. знати. В 80–90-х гг. V в. занимал ряд постов в администр. аппарате династии Южн. Ци (479–501), одновременно проходя обучение у даос. наставников. В 492 ушел со службы и поселился в горах Маошань — культовом центре школы шанцин, став ее патриархом. Со 2-й пол. 90-х гг. приступил к алхимич. занятиям с целью получения эликсира бессмертия. После падения династии Южн. Ци и прихода к власти династии Лян (502–557) стал придворным и медиком ее основателя —
Лян У-ди. Антидаос. меры, принятые У-ди в начале VI в., не затронули ни Тао Хун-цзина, ни школы шанцин. Существует легенда, что он сумел превратиться в «бессмертного» (см.
Сянь-сюэ).
Тао Хун-цзин — один из создателей собр. даос. канонич. текстов
«Дао цзана»; автор канонич. сочинения школы шанцин, в к-ром сформулированы ее осн. доктрины, — «Чжэнь гао»
真誥 («Речи совершенных»), ряда трактатов, излагающих космогонич. представления школы и описывающих ее пантеон, оккультную практику и способы приготовления эликсиров бессмертия, соч. по фармакологии и медицине, комментариев к древнему фармакологич. памятнику «Шэнь-нун бэнь цао цзи»
神農本草經 («Канон трав божеств. земледельца»).
Литература:
Жэнь Цзи-юй. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1979; Strickmann M. On the Alchemy of T'ao Hung-Ching // Facets of Taoism. Essays of Chinese Religion. New-Haven–L., 1979.
Автор: Кравцова М.Е.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 437.
Тао Хун-цзин, Тао Тун-мин, Хуа-ян сянь-шэн, Хуа-ян инь-цзю. 452/456, Данъян, совр. пров. Цзянсу, – 536. Знаменитый алхимик и врач, девятый патриарх даос. школы Высшей чистоты (
Шан цин;
Шанцин-пай). Знатного происхождения. Занимал ряд постов при дворах дин. Лю Сун и Ци. Учился у разл. даос. наставников и прошел инициацию в 485. В 492 покинул службу и поселился в горах Маошань, где располагался центр школы Шанцин. С воцарением дин. Лян в 502 снискал покровительство имп.
Лян У-ди (
Сяо Янь, правл. 502–549), у к-рого стал придворным медиком и на к-рого оказал значительное влияние своими занятиями алхимией.
Тао Хун-цзин провел большую работу по собиранию, редактированию и комментированию рукописей основоположников школы Шанцин, написанных в IV–V вв. Результат воплотился в двух текстах, законченных ок. 500 и только частично сохранившихся, – это антология «Чжэнь гао» («Речи совершенных/истинных [людей]») и трактат «Дэн чжэнь инь цзюэ» («Скрытые инструкции восхождения к совершенству/истинности»). Эти и др. работы сделали Тао Хун-цзина первым систематизатором идей школы
Шан цин.
Неск. его соч. – о фармакологии и медицине, а гл. заслуга – изд. самой ранней кит. фармакопеи
«Шэнь-нун бэнь цао цзин» («Канон корней и трав Шэнь-нуна»), к-рую он снабдил своими коммент. – «Бэнь цао цзин цзи чжу» («“Канон корней и трав” с собр. коммент.»). К данным в «Шэнь-нун бэнь цао цзине» описаниям 365 лекарств Тао Хун-цзин добавил еще 365. Его классификация лекарств была новаторской. Он разделил лекарства на шесть больших категорий по происхождению (травы, злаки, деревья, продукты сада, животного и минерального происхождения) и сохранил три трад. класса «Шэнь-нун бэнь цао цзина» как подразделения в пределах каждой из них. При дальнейшей градации выделил лекарства, к-рые используются в фармакологии и те, что уже не используются, а «имеют только назв.». Также рассмотрел проблемы добычи сырья для лекарств, географическое распространение лечебных минералов и растений, изменения их количества и проч. В коммент. Тао Хун-цзина часты ссылки на даос. «Каноны бессмертных» (
сянь цзин; см.
Сянь-сюэ,
Сянь [1]) и алхимические методы. От «Бэнь цао цзин цзи чжу» ничего не сохранилось, за исключением рукописи предисл., найденного в Дуньхуане, и цит. в разных соч., по к-рым этот тр. был частично восстановлен.
Еще одна кн. Тао Хун-цзина «Мин и бе лу» («Неофициальные записки именитых врачей», 510) много веков являлась важным руководством для кит. медиков. В ней также уделено внимание происхождению лечебных веществ частности, отмечено, что янтарь – это затвердевшая смола ели, к-рая пролежала в земле тысячи лет и в к-рую когда-то попали видимые в ней насекомые. Тао Хун-цзин писал, что можно сделать искусственный янтарь, нагревая смесь из черной икры и содержимого куриного яйца.
Литература:
Вогралик В.Г.,
Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961;
Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997;
Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. IV, Pt. 3. Cambridge, 1971.;
Unschuld P. Medicine in China: A History of Pharmaceutics. Berkeley, 1986.
Автор: Еремеев В.Е.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5.
Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 866-867.