Конфуцийлатинизированная форма кит. Кун Фу-цзы — Учитель Кун (Кун-цзы
孔子, Кун Цю, Кун Чжун-ни). 552/51, Цзоу в царстве Лу (совр. г. Цюй-фу пров. Шаньдун), — 479 до н.э. Первый кит. философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель
конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XI в. до н.э. династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тыс. учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократич. принципе равных возможностей — «обучения вне зависимости от рода» обучаемого — и предполагала минимальную плату — «связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение» (тянь мин; см.
Мин [1]), Конфуций попытался сделать карьеру гос. деятеля для практич. реализации своей социально-политич. теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по др. царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.
КонфуцийПоследние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологич. работой над канонич. произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (
вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу к-рого составляли историко-дидактич. и художественные произведения, прежде всего
«Шу цзин» и
«Ши цзин». Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающаяся на историч. прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (
шэн [1]) правителей полуреальной, полумифич. «древности» (гу [2]), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное обществ. устройство как две стороны одной медали — разные проявления единого Пути (
дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот Путь поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале — чиновниками), чье наименование — жу стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во II в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен гос. властью: конфуцианство получило статус офиц. идеологии, а Конфуций — титулатуру, приравнивавшую его к «совершенномудрым» правителям древности (су ван — «некоронованный царь», или «подлинный властелин»).
Конфуций с ученикамиВзгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V–IV вв. до н.э. и обретшем совр. форму на рубеже н. э. сборнике сентенций, диалогов, историч. описаний и бытовых сцен
«Лунь юй» («Теоретические речи», или «Обсужденные высказывания»), содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников (англ. пер.: L. Giles, 1907; D. Collie, 1828; J. Legge, 1861, 1895; W.E. Soothill, 1910; L.A. Lyall, 1935; Lin Yu-tang, 1938; A. Waley, 1938, 1939; J.R. Ware, 1955; D.C. Lau, 1979; Li T’an-chien, etc., 1991; R. Dawson, 1993; Лай Бо, Ся Юй-хэ, 1994; T. Brooks, 1998; франц. пер.: S. Couvreur, 1895; A. Cheng, 1981; P. Ryckmans, 1987; A. Lйvy, 1994; нем. пер.: R. Wilhelm, 1910; R. Moritz, 1986; итал. пер.: F. Tomassini, 1974; латин. пер.: Ph. Couplet, 1687; S. Couvreur, 1895; пер. на совр. кит.: Ян Бо-цзюнь, 1958; Мао Цзы-шуй, 1975, Се Бин-ин и др., 1980; Тан Мань-сянь, 1982; Ло Чэн-ле и др., 1988; Гоу Чэн-и, Ли Я-дун, 1992; Бао Ши-сян, 1992; Цай Си-цинь, 1994; рус. пер.: В.П. Васильев, 1876; П.С. Попов, 1910; В.А. Кривцов, 1972; И.И. Семененко, 1989; Л.И. Головачева, 1992; А.Е. Лукьянов, 1994; Л.С. Переломов, 1998; А.С. Мартынов, 2000).
Конфуцию также приписывается авторство филос. комментариев, входящих в «Чжоу и», и первой летописи
«Чунь цю» («Вёсны и осени»).
Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистич. «безмолвное» Небо (
тянь [1]). Ниспосылаемое им «предопределение» (мин [1]) может и должно быть познано человеком, к-рый только в таком случае способен стать «благородным мужем» (
цзюнь цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист «благородного мужа» — «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «выгодой» (ли [3]), а не «должной справедливостью» (
и [1]), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С т. зр. кардинальных личностных качеств, т.е. «благодати/добродетели» (
дэ [1]), свободный («безорудийный» — бу ци) «благородный муж» господствует над зашоренным («орудийным») «маленьким человеком», как ветер — над травой. В центре учения Конфуция — человек, осмысляемый в единой социально-этич. плоскости, к к-poй сводятся и экзистенциальные («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религ. («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологич. проблемы (знание — это «знание людей»). Человеч. «природу» (
син [1]) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам — далеки»; ср.
Мэн-цзы,
Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (
ли [2])», результатом чего становится торжество «гуманности» (
жэнь [2]) в Поднебесной. «Благопристойность» — «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма и «гуманность» — «внутренняя» морально-психологич. установка на «любовь к людям» составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг к-рой концентрируются его основополагающие категории — «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо [1]), «верность» (чжун [2]) и др. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн — «золотая середина») и «взаимности» (шу [1] — «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию «выправления имен» (
чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным — «словом и делом» (мин–ши, ср. учение
мин-цзя). В целом социально-политич. доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм — этико-ритуальной благопристойности (ли [2]) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции обществ. жизни: административно-правовым, утилитарно-экономич., естественно-природным, к-рые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство филос. школами — соответственно
легизмом (фа-цзя), моизмом (
мо цзя),
даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенномудрого» — сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала XX в.
Конфуций и Лао-цзыРазвившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как гл. символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики
Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1970-х гг. Однако в 1980-х гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику нац. идеи. В 1985 в КНР был создан научноисследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Кит. фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).
Источники:Ян Шу-да (сост.). «Лунь юй» шу чжэн («Суждения и беседы» с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955; Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910; Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973; Кобзев А.И. «Великое учение» — конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986; Беседы и суждения Конфуция /Пер. В.П. Васильева, П.С. Попова, В.А. Кривцова, И.И. Семененко, А.Е. Лукьянова. М., 1999; Переломов A.C. Конфуций. «Лунь юй»: Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998; Мартынов A.C. Конфуцианство. «Лунь юй». Т. 1, 2. СПб., 2001; Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943; K’ung Tzŭ Chia Yü. The School Sayings of Confucius / Tr. by R.P. Kramers. Leiden, 1950; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1. Hong Kong, 1960.
Литература:Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. Кн. 1, 2. М., 2002, 2003; Гране М. Китайская мысль. М., 2002, с. 318–329; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 151–153; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982, с. 3–45; Конфуций. Я верю в древность /Сост. И.И. Семененко М., 1995; Малявин В.В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Семененко И.И. Афоризмы: Конфуция. М., 1987; Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М., 2003; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 58–69; Куан Я-мин. Кун-цзы пин чжуань (Критическая биография Конфуция). Цзинань, 1985; Нанкин, 1990; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о Конфуции). Шэньян, 1990; Цай Шан-сы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей Конфуция). Шанхай, 1982; Creel H.G. Confucius, the Man and the Myth. NY., 1949; Dawson R. Confucius. Oxf., 1981; Fingarette H. Confucius: the Secular as Sacred. N.Y., 1972; Hall D.L., Ames R.T. Thinking through Confucius. NY., 1987; Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931.
Интернет-ресурсы:Лунь юй - 5 версий русскоязычного перевода.
Лунь юй - текст на китайском языке с англоязычным переводом.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 284-286.